Эволюция неигрового кино в ХХ веке: от документа к подделке
В рамках курса рассматриваются темы, затрагивающие сценарную практику (отличие сценария документального фильма от сценария фильма игрового), жанровое и видовое различие внутри самой группы неигровых фильмов, влияние ТВ-практик на неигровое кино, понятие авторского документального фильма и т. п., однако, основная проблема — это соотношение реальности и реальности фильмической, то есть насколько «документально», правдиво неигровое кино, где заканчивается территория вымысла, и есть ли ему место в неигровом фильме. Путь, пройденный неигровым кинематографом в ХХ веке, — это путь переосмысления оппозиции правды и вымысла, субъективного и объективного в кино, идентичности события, запечатленного на пленке, событию, происходящему в реальности. Курс привлекает широкий спектр как российских, так и зарубежных неигровых фильмов, а также ряд ключевых текстов по теории неигрового кино. Ключевые фигуры неигрового кино, представленные в рамках курса: Р. Флаэрти, Дж. Грирсон, Б. Райт, Д. Вертов, Э. Шуб, Л. Рифеншталь, Р. Кармен, Й. Ивенс, П. Лоренц, Ф. Капра, Р. Дрю, Р. Ликок, братья Мэйзелс, Ж. Руш, Э. Морен, А. Рене, К. Маркер, Ф. Уайзман, Э. Моррисс, А. Пелешян, Г. Реджио, А. Сокуров, С. Лозница, В. Манский, С. Дворцевой, П. Костомаров, В. Косаковский, А. Расторгуев, М. Мур, У. Зайдль, братья Дарденн.