Главная / Студентам / Каталог курсов / Философская аналитика кино

Философская аналитика кино

Философия в ее современном облике находится в очень странных отношениях с кинематографической теорией и практикой: с одной стороны, кино воспринимается как «еще одно» искусство, и каноны классичнской философии и эстетики с легкостью находят свое применение к кино; с другой стороны, чувствуется особая обеспокоенность со стороны философии тем, что происходит в мире кино. Схожую двойственность можно наблюдать и со стороны кино к философии: спокойному отношению к тому, что происходит в современной философии, сопутствует явное неравнодушие. Такое взаимное перетекание интересов философии и кино софрмировало как минимум три основных позиции их отношений. Во-первых, философия и кино вступают в отношения взаимной репрезентации (философия о кино и кино о философии); во-вторых, все чаще находятся попытки перехода с одной территории на другую с целью реализовать опыт говорить об одном языком другого (философия посредством кино и кино посредством философии); наконец, есть и та тенденция, согласно которой одно не просто выражает, но существует в другом: поиск того, как философия может находить себя в кино, а кино – в философии. Разумеется, эти три отношения распределены в современности неравномерно, но внимание ко всем ним в равной степени позволит «срезать» тот пласт современной визуальной культуры, для которого философия не является предметом спокойного созерцания, а выступает особой заботой и предметом интеллектуального беспокойства. В этом свете целью данной дисциплины является ознакомление слушателей с теми вариантами встречи кино и философии, которые оказались наиболее интересными с точки зрения проблематизации границ между ними. Для достижения этой цели предлагается пройти через четыре блока тем (модулей), в которых последовательно будут раскрыты: претензии кино на метафизику в виде манифестации кинопрактики: кино как манифест; способы позиционирования кино как философии кино путем осмысления в кино концептов философии кино: кино как философия кино; способы рефлексиии кино о собственной материальной природе (пленке и камере): кино как киноматериализм; основные варианты репрезентации философии в кино (в виде анализа платонизма и ницшеанства в кино, в виде анализа кино-философского проекта Ги Дебора и изучения того, что такое психоанализ и экзистенциализм в кино): кино как кино-философия. Ближайшими результатами изучения данной дисциплины станут: знание основных форм встречи философии и кино в историческом и теоретическом срезах; знание многообразия форм осмысления философии в киноискусстве; знакомство с основными концептуальными вариантами манифестации в кино; понимание роли киноискусства и его теории в современном художественном процессе; овладение навыками и методами анализа философской проблематики посредством кино; овладение навыками анализа текстов по современной философии кино; умение слушателями в своей дальнейшей деятельности использовать знания и навыки в области аналитики современного искусства.

Кредиты: 6/3

Шифр: FILM_E_311


Преподаватели:

  • Радеев Артем Евгеньевич

Профиль подготовки Кино и видео

Читается в текущем семестре: Да

Выполняет требования широты образования: Нет

тип курса: Курс по выбору

Язык: Русский