Главная / Студентам / Каталог курсов / Русский язык и культура речи. Мышление и письмо

Русский язык и культура речи. Мышление и письмо

Семинар проходит в течение трех первых недель осеннего семестра в виде интенсивного курса (четыре часа аудиторных занятий в день, пять дней в неделю). Он проходит несколькими потоками, в каждой группе занимается примерно 15 студентов. Семинар нацелен на развитие базовых навыков академического письма и знакомства с требованиями, предъявляемыми на программе «Свободные искусства и науки» к письменным работам. Среди способностей, которые призван развивать курс, можно выделить прежде всего следующие. 1. Способность выбирать темы и ставить вопросы к этим темам. Эта способность важна для всей дальнейшей работы студентов на протяжении их обучения. Многие курсы предполагают необходимость написания финального эссе на выбранную студентом тему. Практика показывает, что выбор темы часто оказывается одной из самых сложных задач для студента. В программу данного семинара включен ряд заданий и упражнений, призванных научить студента выбирать тему, которая, с одной стороны, интересна ему, с другой – отвечает поставленным в рамках конкретного курса требованиям. 2. Способность работать с письменными текстами разных типов как с источниками. Предполагается объяснить студентам, как осуществлять поиск источников, вести библиографию; каковы правила оформления библиографической информации, а также правила оформления ссылок и сносок; какие бывают типы цитирования: прямая цитата, ссылка и т.п.; план, конспект, реферат как типы письма. Обсуждаются принципы написания реферата. Рассматривается вопрос о том, что такое плагиат и как избежать плагиата при использовании литературы. 3. Способность учитывать фактор адресата при создании письменного текста. Студенты должны понимать, для кого они пишут. Контрольная работа, которую прочтет только преподаватель, текст выступления на студенческом семинаре, статья, размещенная в сети Интернет – эти тексты подразумевают разные типы адресатов и не могут (в общем случае) быть написаны совершенно одинаково. Важно при этом с самого начала нацеливать студентов на то, что они пишут не только контрольные работы, но тексты, которые что-то могут объяснить и показать другим людям. Вспоминая известный афоризм, можно сказать, что хорошие студенты усваивают знания, а лучшие – их создают. 4. Способность аргументировано излагать свою точку зрения и избегать основных ошибок аргументации. Наша задача – подробно объяснить студентам, что такое правильная аргументация, какие бывают утверждения и доводы, как построить короткую аргументацию. Подробно излагаются наиболее распространенные ложные доводы. Объясняются принципы построения сложной аргументации.