Главная / Студентам / Каталог курсов

Каталог курсов

Введение в филологию: структура текста

Курс выполняет требования дисциплинарной области «Филология». В рамках курса студенты знакомятся с базовыми понятиями языкознания, литературоведения, поэтики и лингвистической поэтики, связанными с анализом и интерпретацией различных текстов. Особое внимание будет уделено тем историческим и структурным методам в лингвистике и поэтике, которые позволяют исследовать и понимать поэтическую традицию в ее многомерной организации и в диахронии.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее LIT_D_103

Семестр: Осенний

Выполняет требования
широты образования: Выполняет ли курс одно из требований учебного плана Подробнее
Да

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Курс по выбору

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Профиль подготовки Литература


Введение в философию

Цель данного курса – понять, что такое философия, понять, во-первых, что она представляет собой как академическая дисциплина; во-вторых – понять ее как специфический образ мысли и, шире, как определенную жизненную позицию, стратегию существования; наконец, в-третьих – осмыслить философию как важнейшее событие в мировой истории. Очевидно, что на этом пути нам не отделаться рядом абстрактных формул и словарных определений, помочь здесь может только наше собственное усилие начать философствовать, желание сообща задаваться вопросами и сообща же искать на них ответы. В какой исторической или биографической ситуации у человека возникает потребность заняться философией? Как интерпретировался смысл этого занятия в разные эпохи, разными школами, а также отдельными мыслителями – и почему именно так, а не иначе? В какие отношения вступает философия с другими сферами человеческого опыта – с религией и искусством, наукой и техникой, политикой и экономикой? Какими конкретно вопросами задаются философы, какие они используют понятия и методы работы, для того чтобы на эти вопросы ответить? Зачем сегодня изучать философскую классику – и в чем специфика философской мысли начала XXI века? В чем причина возможного непонимания философских проблем – и, более того, в чем причина их неприятия, подчас агрессивного (как со стороны отдельных лиц, так и со стороны общества и государства)? В какой мере философия необходима специалисту в любой области – или, быть может, она в принципе не является чем-то необходимым, а, напротив, представляет собой нечто избыточное и совершенно бесполезное? Эти и другие вопросы будут обсуждаться в рамках курса с опорой на тексты наиболее значимых мыслителей, от древних греков (Парменид, Платон, Аристотель) до наших современников (Славой Жижек, Ален Бадью, Джорджо Агамбен).

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее PHIL_E_201

Семестр: Весенний

Выполняет требования
широты образования: Выполняет ли курс одно из требований учебного плана Подробнее
Нет

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Курс по выбору

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Профиль подготовки Философия


Введение в философию фотографии

Предмет курса – теоретико-философский дискурс о фотографии, представленный в текстах зарубежных и отечественных философов, культурологов, арт-критиков и теоретиков фотографии. Основное внимание уделяется концепциям фотографического образа, ставшим классическими в визуальной теории и философии. В обязательном порядке рассматривается рецепция идей зарубежных философов российскими исследователями, а также современные исследования в рамках visual sudies. Данный курс представляет собой дополнение к более общим курсам по визуальной теории и позволяет студентам, заинтересованным в аналитике фотографического образа, сосредоточить свое внимание на текстах, посвященных этой проблематике.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее FILM_E_301

Семестр: Весенний

Выполняет требования
широты образования: Выполняет ли курс одно из требований учебного плана Подробнее
Нет

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Курс по выбору

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Профиль подготовки Кино и видео


Введение в этнографию евреев

Целью курса является ознакомление слушателей с этнической структурой и генезисом еврейской диаспоры; описание разнообразия еврейских этносов; выявление специфики этнографии еврейских этносов как особых этно-конфессиональных групп. На примере еврейской диаспоры слушатели получат представление о соотношении меньшинства и большинства, о связи этно-конфессиональных и социальных границ в обществе, о социолингвистических проблемах изучения диаспорных групп. Курс также даст возможность интерпретации разных фольклорно-этнографических материалов, исходя из позиции различных собирателей.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее ANTH_E_205

Семестр: Осенний

Выполняет требования
широты образования: Выполняет ли курс одно из требований учебного плана Подробнее
Нет

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Курс по выбору

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Профиль подготовки Социология и антропология


Введение в языкознание

Курс выполняет требования широты образования по дисциплинарной области «Филология». Цель курса состоит в том, чтобы дать целостную картину проблематики общего языкознания. Тем самым обучающиеся готовятся к восприятию материала по гуманитарным наукам, для которых языкознание выступает своего рода фундаментом. Большое внимание уделяется пограничным темам (язык и культура, язык и этнос, язык и мышление). Важнейшая задача курса заключается в том, чтобы привить студентам исследовательские навыки, соответственно, особое внимание уделяется аналитическим процедурам, обеспечивающим определение системы языка на основе изучения текста. В то же время большое место в рамках курса отводится обсуждению концептуального аппарата современного языкознания. В результате студенты должны иметь отчетливое представление о современном этапе развития теории языкознания, ориентироваться в его концепциях, а также овладеть основными методами лингвистического анализа.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее LING_D_101

Семестр: Осенний

Выполняет требования
широты образования: Выполняет ли курс одно из требований учебного плана Подробнее
Да

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Курс по выбору

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский


Ведущие музеи мира

Курс включает уникальный художественный и научный материал. Идея автора – показать и выявить особенности каждого из ведущих музеев мира, раскрыть историю искусства, показав на примере шедевров главные достижения различных эпох благодаря программным произведениям. Музей – это социокультурная характеристика не только эпох, которые раскрываются в экспозиции, но и самой страны, где находится данное собрание. Время создания коллекции, ее собирателей, ее меценатов дополняет наши представления об истории культуры ведущих стран Запада. Музей – сложный комплекс собирательства коллекции, ее изучения, хранения, пропаганды и создания многочисленных учебно-просветительских программ. Студент имеет уникальную возможность не только «посетить» замечательные музеи Европы и США, но и представить значение того или иного музея для изучения творчества классиков мирового искусства или различных эпох. Студенту предоставляется возможность воспитать свой вкус, выявить индивидуальные пристрастия к тому или иному художнику. Большое значение в рамках курса имеет историческое знание о каждом из музеев. Жизнь дарителей, история формирования коллекций являются обязательным элементом каждой из лекций. Кроме того, лектор не просто констатирует наличие тех или иных шедевров в собраниях музеев, но и выявляет особенности того или иного художественного направления, к которому относится рассматриваемое произведение. Особое внимание уделено роли музеев в современной художественной жизни. Лектор реализует свою методику преподавания, так как аналогов данному курсу не существует. Каждая лекция строится на сочетании иллюстративного, исторического, литературного и видеоматериала. При этом лектор не только определяет, что есть в данной коллекции, но и в отдельных случаях выделяет того художника, в творчестве которого отражено то или иное направление в истории искусства. Важно, что педагог учит видеть произведение искусства и одновременно учит смотреть экспозицию, запоминать представленные картины. Студентам предоставляется возможность получить от преподавателя весьма разные свойства знаний, они познают путь и логический, и интуитивный, и эмоциональный. В совокупности это воспитывает свое отношение к искусству. Кроме того, учитывая постоянный научный интерес автора к современному искусству, студент получает возможность на самых лучших арт-объектах проникнуть в суть поисков и проблем художников. Также студент получает полную информацию о проходящих выставках и должен не только их посещать, но и учиться писать о них отзывы. К началу изучения данного курса студенту следует обладать общими представлениями об истории искусства.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее ARTH_E_202

Семестр: Весенний

Выполняет требования
широты образования: Выполняет ли курс одно из требований учебного плана Подробнее
Нет

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Курс по выбору

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Профиль подготовки История искусства


Видеоарт: история, современность, перспективы

Курс является обязательным для студентов 4 курса. Его экспериментальная программа призвана познакомить студентов с историей возникновения, идеологическими и технологическими особенностями видеоискусства. Видеоискусство, чья история началась в 1965 году, сегодня признано важнейшими художественными центрами и музеями мира, собирающими коллекции и выставляющими наиболее интересные произведения. История российского видеоискусства началась лишь в 1980-х. Однако, благодаря музейной и галерейной активности, с начала 1990-х российские зрители смогли познакомиться с работами таких классиков как Нам Джун Пайк, Билл Виола, Брюс Науман, Ширин Нешат. Регулярно проводятся выставки видеоискусства, пополняются коллекции. Российское видеоискусство неоднократно было представлено на таких важнейших выставках как Венецианская биеннале. История восприятия видеоискусства в России, как и российские видеохудожники все чаще становятся темой исследовательской работы западных коллег. Тем не менее, в России, изучение этого материала находится на начальной стадии.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее FILM_C_401

Семестр: Весенний

Выполняет требования
широты образования: Выполняет ли курс одно из требований учебного плана Подробнее
Нет

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Базовый курс

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Профиль подготовки Кино и видео


Видеопроизводство: основы техники

Данный курс предоставляет студентам возможность овладеть практическими навыками создания короткометражного фильма. Теоретическая часть курса будет включать в себя ознакомление с основными техническими параметрами видеокамеры, способами освещения съемочной площадки и другими важными аспектами видеопроизводства. Большая часть времени будет отведена практическим занятиям и участию студентов в мини-проектах, где каждый сможет попробовать себя в роли режиссера, оператора, сценариста или актера. Итоговым проектом курса станет разработка идеи для десятиминутного видеофильма.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее FILM_S_301

Семестр: Осенний

Выполняет требования
широты образования: Выполняет ли курс одно из требований учебного плана Подробнее
Нет

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Курс по выбору

Язык: Язык, на котором читается курс. Английский

Профиль подготовки Кино и видео


Видеопроизводство: практикум

В ходе чтения курса студенты познакомятся с основными определениями и элементам визуальных искусств, а также главными стадиями творческого процесса. Во время работы над практическими заданиями студенты узнают о технической специфике различных типов аудиовизуального искусства и познакомятся с основами языка новых медиа. Основные темы обсуждения семинара: восприятие движущегося изображения, мультипликация, экспериментальный фильм, видеоискусство, кино.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее FILM_S_302

Семестр: Весенний

Выполняет требования
широты образования: Выполняет ли курс одно из требований учебного плана Подробнее
Нет

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Курс по выбору

Язык: Язык, на котором читается курс. Английский

Профиль подготовки Кино и видео


Воображение, изображение, реальность. Проблема мимесиса в искусстве

Курс выполняет требования широты образования по дисциплинарной области «Визуальные искусства». В рамках курса речь пойдет об универсальной задаче искусства, которую принято обозначать древнегреческим термином «мимесис», – о подражании искусства реальности. Подражание здесь следует понимать не как копирование, а как изображение – передачу реальности в зримо узнаваемых, присущих ей формах. Однако любое полноценное изображение реальности связано с работой воображения, этой дистанцирующей от реальности силы. В истории искусства не существует константной реалистической нормы, художественные образы реальности различаются от эпохи к эпохе и от художника к художнику. На материале западноевропейского искусства от античности до ХХ века будут рассмотрены типологически разные подходы художников к изображению реальности, а также теории мимесиса в искусстве. В рамках курса студенты прочтут тексты Г.Э.Лессинга, Л.Б.Альберти, Л. да Винчи, Дж.Вазари, И.В.Гете, Э.Фромантена, Г.Вельфлина, В.Беньямина.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее ARTH_D_101

Семестр: Осенний

Выполняет требования
широты образования: Выполняет ли курс одно из требований учебного плана Подробнее
Да

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Курс по выбору

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Профиль подготовки История искусства


Всеобщая история искусства. От античности до барокко

<p>Курс играет в обучении двойную роль: он является необходимым подготовительным курсом для освоения других разделов профиля подготовки «История искусства» и в то же время он обращен к студентам, уже знакомым с различными частными сюжетами искусствоведения и нуждающимися в выработке более высокой, обобщающей точки зрения. Таким образом, этот курс предназначен для всех желающих соприкоснуться с основными проблемами истории искусства как традиционной академической дисциплины – от начинающих до продвинутых. В рамках курса в хронологическом порядке рассматривается материал всех эпох, начиная с первобытнообщинного строя и вплоть до характеристик искусства в начале XXI века. Речь идет исключительно о пространственных или пластических, изобразительных искусствах – об архитектуре, скульптуре, живописи, прикладных искусствах.&lt;br /&gt;В основу курса положена измененная и дополненная программа «История зарубежного искусства» МГУ, составленная В.П.Головиным, Ф.В.Заничевым, А.Л.Расторгуевым, Р.В.Савко, И.И.Тучковым. Курс разделен на две части – в первой части рассматривается искусство Древнего мира и Средних веков (включая эпоху Возрождения).Курс играет в обучении двойную роль: он является необходимым подготовительным курсом для освоения других разделов профиля подготовки «История искусства» и в то же время он обращен к студентам, уже знакомым с различными частными сюжетами искусствоведения и нуждающимися в выработке более высокой, обобщающей точки зрения. Таким образом, этот курс предназначен для всех желающих соприкоснуться с основными проблемами истории искусства как традиционной академической дисциплины – от начинающих до продвинутых. В рамках курса в хронологическом порядке рассматривается материал всех эпох, начиная с первобытнообщинного строя и вплоть до характеристик искусства в начале XXI века. Речь идет исключительно о пространственных или пластических, изобразительных искусствах – об архитектуре, скульптуре, живописи, прикладных искусствах.&lt;br /&gt;В основу курса положена измененная и дополненная программа «История зарубежного искусства» МГУ, составленная В.П.Головиным, Ф.В.Заничевым, А.Л.Расторгуевым, Р.В.Савко, И.И.Тучковым. Курс разделен на две части – в первой части рассматривается искусство Древнего мира и Средних веков (включая эпоху Возрождения).Курс играет в обучении двойную роль: он является необходимым подготовительным курсом для освоения других разделов профиля подготовки «История искусства» и в то же время он обращен к студентам, уже знакомым с различными частными сюжетами искусствоведения и нуждающимися в выработке более высокой, обобщающей точки зрения. Таким образом, этот курс предназначен для всех желающих соприкоснуться с основными проблемами истории искусства как традиционной академической дисциплины – от начинающих до продвинутых. В рамках курса в хронологическом порядке рассматривается материал всех эпох, начиная с первобытнообщинного строя и вплоть до характеристик искусства в начале XXI века. Речь идет исключительно о пространственных или пластических, изобразительных искусствах – об архитектуре, скульптуре, живописи, прикладных искусствах.&lt;br /&gt;В основу курса положена измененная и дополненная программа «История зарубежного искусства» МГУ, составленная В.П.Головиным, Ф.В.Заничевым, А.Л.Расторгуевым, Р.В.Савко, И.И.Тучковым. Курс разделен на две части – в первой части рассматривается искусство Древнего мира и Средних веков (включая эпоху Возрождения).Курс играет в обучении двойную роль: он является необходимым подготовительным курсом для освоения других разделов профиля подготовки «История искусства» и в то же время он обращен к студентам, уже знакомым с различными частными сюжетами искусствоведения и нуждающимися в выработке более высокой, обобщающей точки зрения. Таким образом, этот курс предназначен для всех желающих соприкоснуться с основными проблемами истории искусства как традиционной академической дисциплины – от начинающих до продвинутых. В рамках курса в хронологическом порядке рассматривается материал всех эпох, начиная с первобытнообщинного строя и вплоть до характеристик искусства в начале XXI века. Речь идет исключительно о пространственных или пластических, изобразительных искусствах – об архитектуре, скульптуре, живописи, прикладных искусствах.&lt;br /&gt;В основу курса положена измененная и дополненная программа «История зарубежного искусства» МГУ, составленная В.П.Головиным, Ф.В.Заничевым, А.Л.Расторгуевым, Р.В.Савко, И.И.Тучковым. Курс разделен на две части – в первой части рассматривается искусство Древнего мира и Средних веков (включая эпоху Возрождения).Курс играет в обучении двойную роль: он является необходимым подготовительным курсом для освоения других разделов профиля подготовки «История искусства» и в то же время он обращен к студентам, уже знакомым с различными частными сюжетами искусствоведения и нуждающимися в выработке более высокой, обобщающей точки зрения. Таким образом, этот курс предназначен для всех желающих соприкоснуться с основными проблемами истории искусства как традиционной академической дисциплины – от начинающих до продвинутых. В рамках курса в хронологическом порядке рассматривается материал всех эпох, начиная с первобытнообщинного строя и вплоть до характеристик искусства в начале XXI века. Речь идет исключительно о пространственных или пластических, изобразительных искусствах – об архитектуре, скульптуре, живописи, прикладных искусствах.&lt;br /&gt;В основу курса положена измененная и дополненная программа «История зарубежного искусства» МГУ, составленная В.П.Головиным, Ф.В.Заничевым, А.Л.Расторгуевым, Р.В.Савко, И.И.Тучковым. Курс разделен на две части – в первой части рассматривается искусство Древнего мира и Средних веков (включая эпоху Возрождения).Курс играет в обучении двойную роль: он является необходимым подготовительным курсом для освоения других разделов профиля подготовки «История искусства» и в то же время он обращен к студентам, уже знакомым с различными частными сюжетами искусствоведения и нуждающимися в выработке более высокой, обобщающей точки зрения. Таким образом, этот курс предназначен для всех желающих соприкоснуться с основными проблемами истории искусства как традиционной академической дисциплины – от начинающих до продвинутых. В рамках курса в хронологическом порядке рассматривается материал всех эпох, начиная с первобытнообщинного строя и вплоть до характеристик искусства в начале XXI века. Речь идет исключительно о пространственных или пластических, изобразительных искусствах – об архитектуре, скульптуре, живописи, прикладных искусствах.&lt;br /&gt;В основу курса положена измененная и дополненная программа «История зарубежного искусства» МГУ, составленная В.П.Головиным, Ф.В.Заничевым, А.Л.Расторгуевым, Р.В.Савко, И.И.Тучковым. Курс разделен на две части – в первой части рассматривается искусство Древнего мира и Средних веков (включая эпоху Возрождения).Курс играет в обучении двойную роль: он является необходимым подготовительным курсом для освоения других разделов профиля подготовки «История искусства» и в то же время он обращен к студентам, уже знакомым с различными частными сюжетами искусствоведения и нуждающимися в выработке более высокой, обобщающей точки зрения. Таким образом, этот курс предназначен для всех желающих соприкоснуться с основными проблемами истории искусства как традиционной академической дисциплины – от начинающих до продвинутых. В рамках курса в хронологическом порядке рассматривается материал всех эпох, начиная с первобытнообщинного строя и вплоть до характеристик искусства в начале XXI века. Речь идет исключительно о пространственных или пластических, изобразительных искусствах – об архитектуре, скульптуре, живописи, прикладных искусствах.&lt;br /&gt;В основу курса положена измененная и дополненная программа «История зарубежного искусства» МГУ, составленная В.П.Головиным, Ф.В.Заничевым, А.Л.Расторгуевым, Р.В.Савко, И.И.Тучковым. Курс разделен на две части – в первой части рассматривается искусство Древнего мира и Средних веков (включая эпоху Возрождения).Курс играет в обучении двойную роль: он является необходимым подготовительным курсом для освоения других разделов профиля подготовки «История искусства» и в то же время он обращен к студентам, уже знакомым с различными частными сюжетами искусствоведения и нуждающимися в выработке более высокой, обобщающей точки зрения. Таким образом, этот курс предназначен для всех желающих соприкоснуться с основными проблемами истории искусства как традиционной академической дисциплины – от начинающих до продвинутых. В рамках курса в хронологическом порядке рассматривается материал всех эпох, начиная с первобытнообщинного строя и вплоть до характеристик искусства в начале XXI века. Речь идет исключительно о пространственных или пластических, изобразительных искусствах – об архитектуре, скульптуре, живописи, прикладных искусствах.&lt;br /&gt;В основу курса положена измененная и дополненная программа «История зарубежного искусства» МГУ, составленная В.П.Головиным, Ф.В.Заничевым, А.Л.Расторгуевым, Р.В.Савко, И.И.Тучковым. Курс разделен на две части – в первой части рассматривается искусство Древнего мира и Средних веков (включая эпоху Возрождения).Курс играет в обучении двойную роль: он является необходимым подготовительным курсом для освоения других разделов профиля подготовки «История искусства» и в то же время он обращен к студентам, уже знакомым с различными частными сюжетами искусствоведения и нуждающимися в выработке более высокой, обобщающей точки зрения. Таким образом, этот курс предназначен для всех желающих соприкоснуться с основными проблемами истории искусства как традиционной академической дисциплины – от начинающих до продвинутых. В рамках курса в хронологическом порядке рассматривается материал всех эпох, начиная с первобытнообщинного строя и вплоть до характеристик искусства в начале XXI века. Речь идет исключительно о пространственных или пластических, изобразительных искусствах – об архитектуре, скульптуре, живописи, прикладных искусствах.&lt;br /&gt;В основу курса положена измененная и дополненная программа «История зарубежного искусства» МГУ, составленная В.П.Головиным, Ф.В.Заничевым, А.Л.Расторгуевым, Р.В.Савко, И.И.Тучковым. Курс разделен на две части – в первой части рассматривается искусство Древнего мира и Средних веков (включая эпоху Возрождения).Курс играет в обучении двойную роль: он является необходимым подготовительным курсом для освоения других разделов профиля подготовки «История искусства» и в то же время он обращен к студентам, уже знакомым с различными частными сюжетами искусствоведения и нуждающимися в выработке более высокой, обобщающей точки зрения. Таким образом, этот курс предназначен для всех желающих соприкоснуться с основными проблемами истории искусства как традиционной академической дисциплины – от начинающих до продвинутых. В рамках курса в хронологическом порядке рассматривается материал всех эпох, начиная с первобытнообщинного строя и вплоть до характеристик искусства в начале XXI века. Речь идет исключительно о пространственных или пластических, изобразительных искусствах – об архитектуре, скульптуре, живописи, прикладных искусствах.&lt;br /&gt;В основу курса положена измененная и дополненная программа «История зарубежного искусства» МГУ, составленная В.П.Головиным, Ф.В.Заничевым, А.Л.Расторгуевым, Р.В.Савко, И.И.Тучковым. Курс разделен на две части – в первой части рассматривается искусство Древнего мира и Средних веков (включая эпоху Возрождения).</p>

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее ARTH_D_102

Семестр: Осенний

Выполняет требования
широты образования: Выполняет ли курс одно из требований учебного плана Подробнее
Да

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Курс по выбору

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Профиль подготовки История искусства


Преподаватели:

Всеобщая история искусства. От Просвещения до наших дней

Курс выполняет требование широты образования в дисциплинарной области «Визуальные искусства». Курс играет в обучении двойную роль: он является необходимым подготовительным курсом для освоения других разделов профиля подготовки «История искусства» и в то же время он обращен к студентам, уже знакомым с различными частными сюжетами искусствоведения и нуждающимся в выработке более высокой, обобщающей точки зрения. Таким образом, этот курс предназначен для всех желающих соприкоснуться с основными проблемами истории искусства как традиционной академической дисциплины – от начинающих до продвинутых. В рамках курса в хронологическом порядке рассматривается материал всех эпох, начиная с первобытнообщинного строя и вплоть до характеристик искусства в начале XXI века. Речь идет исключительно о пространственных или пластических, изобразительных искусствах – об архитектуре, скульптуре, живописи, прикладных искусствах.
В основу курса положена измененная и дополненная программа «История зарубежного искусства» МГУ, составленная В.П.Головиным, Ф.В.Заничевым, А.Л.Расторгуевым, Р.В.Савко, И.И.Тучковым. Курс разделен на две части – во второй части обсуждаются проблемы искусства Нового и Новейшего времени.Курс выполняет требование широты образования в дисциплинарной области «Визуальные искусства». Курс играет в обучении двойную роль: он является необходимым подготовительным курсом для освоения других разделов профиля подготовки «История искусства» и в то же время он обращен к студентам, уже знакомым с различными частными сюжетами искусствоведения и нуждающимся в выработке более высокой, обобщающей точки зрения. Таким образом, этот курс предназначен для всех желающих соприкоснуться с основными проблемами истории искусства как традиционной академической дисциплины – от начинающих до продвинутых. В рамках курса в хронологическом порядке рассматривается материал всех эпох, начиная с первобытнообщинного строя и вплоть до характеристик искусства в начале XXI века. Речь идет исключительно о пространственных или пластических, изобразительных искусствах – об архитектуре, скульптуре, живописи, прикладных искусствах.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее ARTH_D_103

Семестр: Весенний

Выполняет требования
широты образования: Выполняет ли курс одно из требований учебного плана Подробнее
Да

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Курс по выбору

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Профиль подготовки История искусства


Преподаватели:

Вымысел и реальность: Чарльз Диккенс на фоне викторианской Англии

Курс представляет собой широкий взгляд на литературу викторианской эпохи в Англии с акцентом на творчестве одного из великих писателей этого периода – Чарльза Диккенса – в контексте исторической, политической и культурной ситуации второй половины XIX века в мире и Великобритании. В рамках курса будут изучены фрагменты журнала королевы Виктории, произведения Томаса Карлейла, Бенджамина Дизраэли, Фридриха Энгельса, Питера Акройда и многих других, в том числе книги профессора Джона Тейлора. Внимание будет сосредоточено на определении роли и места Диккенса в истории мировой литературы, а также на изучении его мастерства, психологических и художественных откровениях. Также будут прослежены параллели между творчеством Диккенса и Эдгара По, Федора Достоевского, Роберта Стивенсона, Артура Конан Дойла, Оскара Уайльда, Сальвадора Дали, Зигмунда Фрейда и других.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее LIT_E_203

Семестр: Осенний

Выполняет требования
широты образования: Выполняет ли курс одно из требований учебного плана Подробнее
Нет

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Курс по выбору

Язык: Язык, на котором читается курс. Английский

Профиль подготовки Литература


Гендерные исследования

Цель курса – дать общие представления о появлении и развитии гендерных исследований в социальной теории, ознакомить слушателей с возможностями теоретического осмысления, основными теоретическими и методологическими подходами, их критикой, а также результатами эмпирических исследований. Курс выстроен таким образом, чтобы осветить основные темы в актуальных гендерных исследованиях, озвучить возможности концептуальных осмыслений происходящих в современном мире процессов в контексте гендерных и сексуальных идентичностей, репрезентаций, практик, солидарностей и т.п. Задача курса состоит в том, чтобы показать, что «гендер» – это не аналитическая забава узкого круга специалистов, а широкий круг вопросов, касающийся каждого в повседневной, публичной и политической жизни.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее SOC_C_301

Семестр: Осенний

Выполняет требования
широты образования: Выполняет ли курс одно из требований учебного плана Подробнее
Нет

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Базовый курс

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Профиль подготовки Социология и антропология


Глобальный регионализм в современном мире

Курс посвящен изучению одного из наиболее динамичных и перспективных процессов, происходящих в современном мире: региональной (территориальной) эмансипации и самоорганизации, происходящей как в рамках существующих национальных государств, так и между ними. Данный процесс рассматривается в глобальном измерении, то есть, во-первых, как составная часть общемирового процесса глобализации («глокализация»), а во-вторых, как феномен когерентный и международно связанный, несмотря на свою историческую индивидуальность в каждом конкретном случае. В рамках курса анализируется типология регионализма. Особый акцент делается на политических его формах: макрорегионализм, автономизм, федерализм, сепаратизм (сецессионизм), индепендентизм, ирредентизм, прослеживаются исторические взаимосвязи и различных форм регионализма. Последовательно рассматриваются регионалистские процессы, происходящие в различных частях света: Европе, Азии, Африке, Латинской и Северной Америке, а также Австралии и Океании. Особое внимание уделяется изучению регионалистских теорий и практик, существующих в пределах России и постсоветского пространства в целом. Помимо лекций, работы с литературой и источниками (включая материалы на английском языке), подготовки докладов и рефератов, а также проведения дискуссий, слушатели курса получат возможность непосредственного общения с представителями регионалистских движений. Это позволит студентам отчасти «протестировать» на практике полученные ими в ходе исследования теоретические выводы. Курс позволяет студентам и углубить знания в международно-исторической, политической, экономический и культурной областях. Цель курса: рассмотреть основные закономерности и тенденции развития регионализма (субнационального и транснационального) как самостоятельного и одного из базовых векторов мировой истории и современности.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее HIST_E_204

Семестр: Весенний

Выполняет требования
широты образования: Выполняет ли курс одно из требований учебного плана Подробнее
Нет

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Курс по выбору

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Профиль подготовки История цивилизаций


Голливуд: авторы и новаторы

Это интерактивный курс, совмещающий в себе лекции, просмотры и обсуждения просмотренного материала. В то же время данный курс – не просто режиссерская история кино США, а попытка проанализировать основные вехи в развитии Голливуда с точки зрения авторской теории. Данный курс предполагает знакомство студентов с творческой деятельностью наиболее репрезентативных режиссеров-авторов в истории американской кинематографии, чьи эстетические новации дали заметный импульс в развитие языка кино. Так, главными героями курса должны стать Бастер Китон и Альфред Хичкок, Басби Беркли и Джон Форд, Артур Пенн и Стивен Спилберг, Винсент Миннелли и Джон Хьюстон, Орсон Уэллс и Сэм Пекинпа, Говард Хоукс и Фрэнсис Коппола, Билли Уайлдер и братья Вачовски.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее FILM_C_402

Семестр: Осенний

Выполняет требования
широты образования: Выполняет ли курс одно из требований учебного плана Подробнее
Нет

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Базовый курс

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Профиль подготовки Кино и видео


Дискретная математика и комбинаторика

Данный курс может рассматриваться с различных точек зрения. С одной стороны, он дает базовые знания, необходимые для курсов, связанных с компьютерными науками. С другой стороны, курс можно рассматривать как изолированный, ориентированный на широкую аудиторию студентов, которые хотели бы получить, к примеру, представление о формальной логике или теории множеств, чтобы в дальнейшем применять полученные знания в любой области (в том числе гуманитарной). В рамках курса систематически излагаются важнейшие понятия дискретной математики, такие как бинарные отношения и графы на базе простых примеров из различных областей знаний. Также курс содержит отдельные сведения из других разделов математики, таких как алгебра и теория чисел.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее CMSC_D_101

Семестр: Весенний

Выполняет требования
широты образования: Выполняет ли курс одно из требований учебного плана Подробнее
Да

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Курс по выбору

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Профиль подготовки Компьютерные науки и искусственный интеллект


Преподаватели:

  • Жукова Алена Михайловна
Дмитрий Шостакович и его мир

Согласно каталогу известного издателя Х.Сикорского, музыка Дмитрия Шостаковича относится к одной из самых востребованных у исполнителей. В то же время, имя композитора давно стало ключевым в яростных дебатах по поводу не только советской музыки, но и всего советского наследия. Как в прошлом, так и в настоящем, Шостакович мыслится и как наиболее прославленный советский композитор сталинской эпохи, и как символ противодействия Сталину, активно вовлекаясь в различные музыковедческие штудии, политические истории и теории заговора. Задача курса – выработать комплексное понимание всей картины взаимодействия музыки и политики СССР с акцентом на жизнь и творчество Шостаковича. В мире музыки, соответственно, композитор будет рассматриваться не как изолированный феномен, но как «первый среди равных» – таких, как С.Прокофьев, Н.Мясковский, А.Хачатуряна и многие другие. В рамках курса будут изучены его художественные и эстетические пристрастия, контекст творчества, а также музыкальные произведения и история их рецепции в СССР и за рубежом в прошлом и настоящем. Курс рекомендован всем интересующимся музыкой и культурным наследием СССР.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее MUS_E_203

Семестр: Осенний

Выполняет требования
широты образования: Выполняет ли курс одно из требований учебного плана Подробнее
Нет

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Курс по выбору

Язык: Язык, на котором читается курс. Английский

Профиль подготовки Музыка


Драматургия и сценарное дело I

Курс рассчитан на студентов, обладающих небольшими навыками создания литературного, желательно, драматургического текста. В ходе обучения студент знакомится с базовыми теоретическими знаниями в области драматургии кино и телевидения, получает практические навыки создания киносценария простой постановочной формы, умение анализировать студенческие работы и кинофильмы мастеров различных художественных школ, жанров, стилей, а также анализировать и презентовать свой творческий проект. Базовый курс позволяет студенту приобрести ценный практический опыт создания сценариев, анализа студенческих творческих работ, а художественная практика – более глубоко познать теорию кино и критики.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее FILM_E_201

Семестр: Осенний

Выполняет требования
широты образования: Выполняет ли курс одно из требований учебного плана Подробнее
Нет

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Курс по выбору

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Профиль подготовки Кино и видео


Драматургия и сценарное дело II

Курс рассчитан на студентов, обладающих базовыми навыками создания кинодраматургического текста короткометражного игрового и/или неигрового фильма. В ходе обучения студент знакомится с теоретическими знания в области сценарного дела кино и телевидения, получает практические навыки создания киносценария простой постановочной формы, учится анализировать и презентовать свой творческий проект, а также анализироватьи обсуждать студенческие работы и кинофильмы мастеров различных художественных школ, жанров, стилей. Курс дает возможность студенту приобрести персональный опыт создания киносценариев. Художественная практика позволяет студенту более глубоко познать теорию кино и критики.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее FILM_E_202

Семестр: Весенний

Выполняет требования
широты образования: Выполняет ли курс одно из требований учебного плана Подробнее
Нет

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Курс по выбору

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Профиль подготовки Кино и видео


Жанры в кино

Курс предлагает иной в сравнении с традиционным хронологическим подходом взгляд на предмет кинематографа. В качестве объекта предлагаются различные популярные жанры в их становлении и развитии: вестерн, комедия, мюзикл, экранизация и т.п. В рамках курса предполагается рассмотреть особенности жанрообразования и семантического наполнения общих для мирового кино жанров на примере отечественного и зарубежного классического кино с детальной проработкой нескольких теоретических трудов зарубежных авторов и привлечением разнообразного материала отечественных кинокритиков и киноведов.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее FILM_C_301

Семестр: Весенний

Выполняет требования
широты образования: Выполняет ли курс одно из требований учебного плана Подробнее
Нет

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Базовый курс

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Профиль подготовки Кино и видео


Живопись. Теория, история, феноменология станковой картины

Базовый курс для студентов профиля «История искусства». Курс посвящен живописи как особой области изобразительного искусства и творческой деятельности. Особое внимание уделено западноевропейской живописи XVII века. Это столетие признано золотой эпохой живописи и картины, а эрмитажные собрания произведений Рубенса, Пуссена, Рембрандта, малых голландцев (часть занятий проходит в залах музея) – среди лучших в мире. В задачи курса входит не только изучить своеобразие и значение национальных школ, индивидуальных манер и конкретных произведений, но и рассмотреть феномен станковой картины в целом, ее классическую концепцию, ее жанровые и стилистические модификации, ее современную судьбу.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее ARTH_C_302

Семестр: Осенний

Выполняет требования
широты образования: Выполняет ли курс одно из требований учебного плана Подробнее
Нет

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Базовый курс

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Профиль подготовки История искусства


Запад и мусульманский мир

Курс является базовым предмодерационным. В рамках курса студенты знакомятся с историей зарождения и развития мусульманского мира, получают знания об исламе как религиозной системе, знакомятся с культурой мусульманского мира.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее ISLAM_C_301

Семестр: Осенний

Выполняет требования
широты образования: Выполняет ли курс одно из требований учебного плана Подробнее
Нет

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Базовый курс

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Профиль подготовки История и культура ислама


Преподаватели:

  • Павлов Дмитрий Сергеевич
Изучаем И.Макьюэна: введение в нарратологию

Аналитический материал курса представлен тремя романами британского писателя Иена Макьюэна: нарратологическое путешествие начинается с The Comfort of Strangers (1981), совершает поворот в романе Atonement (2001) и достигает конечной цели в Nutshell (2017). Материал первого произведение позволит познакомиться с базовыми категориями нарратологии. Изучение второго произведения введет такие ключевые понятия, как «фокализация» (точка зрения) и «недостоверность повествования». Роман Nutshell познакомит с категориями художественного времени и пространства, а также с воображаемым и «невообразимым» повествователем. В рамках курса будут применяться современные интерактивные методы обучения, работы в группах, а также совместные занятия со студентами Бард колледжа в Берлине при помощи видеоконференций. Занятия будут проводить Валерий Тимофеев и Джеймс Харкер (Бард колледж в Берлине), а часть лекций, посвященных теоретическим проблемам, прочитает приглашенный профессор Пол Кобли, автор авторитетной монографии Narrative (2001, 2015).

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее LIT_E_301

Семестр: Осенний

Выполняет требования
широты образования: Выполняет ли курс одно из требований учебного плана Подробнее
Нет

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Курс по выбору

Язык: Язык, на котором читается курс. Английский

Профиль подготовки Литература


Изучение сложности: самоорганизация, фракталы и хаос

В рамках логически-концептуального подхода прослеживается связь устоявшихся парадигм классической и квантовой физики, восходящих к И.Ньютону, А.Эйнштейну, Н.Бору, П.Дираку, с нарождающимися и бурно развивающимися в настоящее время концепциями синергизма, системной сложности и самоорганизации (Г.Хакен, И.Р.Пригожин и др.). Основное внимание в рамках курса уделяется таким фундаментальным понятиям как время, необратимость, порядок и хаос; прослеживаются связи хаоса и возникновения необратимости с направлением стрелы времени, а также с лежащей в основе всех этих явлений динамикой сложных систем; показывается, как в результате эволюции естественнонаучного знания произошел переход от концепции безвременной детерминистической Вселенной ранней физики к сложному эволюционирующему Миру конца XX века. Курс лекций ориентирован на слушателей, имеющих интерес к профилю «Сложные системы» и предполагающих модерироваться по указанному профилю. Пререквизиты: «Математика и информатика» (100), «Концепции современного естествознания» (100).

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее TCS_E_203

Семестр: Весенний

Выполняет требования
широты образования: Выполняет ли курс одно из требований учебного плана Подробнее
Нет

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Курс по выбору

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Профиль подготовки Сложные системы


1 2 3 4 5 6 7 ... 11