Главная / Студентам / Каталог курсов

Каталог курсов

Актуальные проблемы методологии искусствознания и художественной критики

Целью занятий является ознакомление с основными этапами истории искусствоведения как науки и культурной деятельности, с важнейшими теоретическими и практическими подходами к изучению искусства, прежде всего изобразительного искусства и архитектуры. Курс знакомит слушателей с выдающимися представителями искусствознания от эпохи Возрождения до наших дней, с их идеями, произведениями, литературным стилем, а также с карьерой в историческом контексте той или иной эпохи и страны. В рамках курса изучаются некоторые важнейшие произведения искусствоведческой литературы, как отечественной, так и зарубежной. В результате освоения курса студенты получают более определенные представления о сущности, своеобразии, противоречиях и различных проявлениях искусствоведческой профессии. Они осваивают по-новому целый ряд основных понятий истории и теории искусства, приучаясь видеть эти понятия в их исторической эволюции.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее ARTC_E_501

Семестр: Весенний

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Курс по выбору

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Программа Арт-критика


Преподаватели:

Визуальные метафоры в архаической культуре

Курс посвящен анализу массовых визуальных практик, технике и технологии восприятия визуальных образов. В предлагаемом курсе будет проведен анализ визуального поведения и управления видением, реконструированы ритуалы, игры и топосы переживаний, исследованы режимы видимости и невидимости, открытости и закрытости.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее ARTC_E_503

Семестр: Весенний

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Курс по выбору

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Программа Арт-критика


Преподаватели:

  • Веселова Инна Сергеевна
Визуальный авангард

Цель курса – прояснить многогранное понятие «авангардный кинематограф» и проанализировать различные направления авангардного кино. В ходе чтения курса будут подробно рассмотрены авангардные направления кинематографа начала ХХ века, а также различные эксперименты в кино послевоенного времени. В рамках курса рассматривается как киноавангард первой, так и киноавангард второй волны. Наиболее подробно будут проанализированы разносторонние явления, объединенные такими рамками как «первый французский авангард», «дадаизм», «абсолютное кино», «русский киноавангард», «немецкий экспрессионизм», «французский сюрреализм». Отводится в рамках курса время и для авангардных тенденций послевоенного кинематографа США (Стэн Брэкидж, Майя Дерен, Тони Конрад, Энди Уорхол, Йонас Мекас) и Европы (Крис Маркер, Ги Дебор, Жан-Люк Годар, Вернер Херцог). Программа курса предусматривает наличие у студентов навыков свободного чтения на английском языке, так как русскоязычная литература по данной теме крайне бедна. В ходе занятий предполагается не только чтение лекции преподавателем и просмотр фильма по теме, но и последующее обсуждение просмотренного. Совместный анализ кино – центральная часть работы. Принципиальное значение имеют активность студентов в контексте устного обсуждения, а также умение писать эссеистические и аналитические тексты.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее ARTC_E_505

Семестр: Осенний

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Курс по выбору

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Программа Арт-критика


Преподаватели:

Информационная грамотность в области изучения искусств

В рамках данного курса студенты обучаются навыкам работы с информационными ресурсами и системами для успешного выполнения исследовательской работы, работы с различными форматами текста, распознавания текста, работы с менеджером библиографии, применения распространенных текстовых редакторов для оформления исследовательской работы. У студентов вырабатываются представления о правилах ГОСТ при оформлении библиографических ссылок, критическое отношение к источникам информации, расширяется категориальный и понятийно-терминологический аппарат.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 1/1

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее ARTC_G_502

Семестр: Осенний

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Общий курс

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Программа Арт-критика


Преподаватели:

  • Успенский Владимир Сергеевич
История архитектуры XX века

Лекционный курс посвящен одному из самых насыщенных событиями столетий в истории архитектуры – завершившемуся совсем недавно XX веку. «Эпоха мастеров» заслуживает послужить названием не одной лишь монографии, посвященной классическим достижениям модернистской архитектуры (Р.Бэнема), но и всему минувшему периоду. Тем не менее, как не сложно заметить, яркие достижения соседствуют в нем с откровенными провалами, а многочисленные шедевры – с рядовой застройкой, демонстрирующей средний уровень, что в наиболее обостренной форме проявилось в облике современных городов, которым, вполне ожидаемо, в канонических текстах по истории современной архитектуры уделяется крайне мало внимания. Восполнить не только этот недостаток традиционного взгляда на архитектуру XX века – одна из задач данного цикла лекций. Не менее важным, в том числе и с точки зрения поиска ответа на вопрос о причине появления столь мощных контрастов в созданной руками архитекторов окружающей современного человека среде, представляется дополнение уже ставшей традиционной истории модернизма разного рода побочными сюжетами, своего рода альтернативными путями, необоснованно отвергнутыми массовым пользователем современной архитектуры. Сюда относятся не только пресловутые тоталитарные стили, но также и более обширная проблема консервативных течений, не просто соседствующих, но и сложным образом взаимодействующих с авангардом. Отсюда и название – архитектура (всего) XX века, по возможности, без умолчаний и купюр.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее ARTC_E_601

Семестр: Осенний

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Курс по выбору

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Программа Арт-критика


Преподаватели:

  • Саблин Иван Валерьевич
История западноевропейской классической архитектуры

Курс посвящен единственному архитектурному канону, выработанному европейской цивилизацией и тщательно охраняемому на протяжении уже более чем двух тысячелетий. Основным сюжетом истории архитектуры Запада можно считать «вечное возвращение» классической традиции. Моменты отказа от классики в пользу какого-то иного набора форм (готика, барокко, модернизм), процесс трудного возвращения к классической традиции причудливым образом совпадают с основными политико-экономическими кризисами истории, от распада Римской империи до двух мировых войн.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее ARTC_C_501

Семестр: Весенний

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Базовый курс

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Программа Арт-критика


Преподаватели:

  • Саблин Иван Валерьевич
История искусства XIX века: Россия и Запад

Данный курс посвящен сравнительному анализу развития европейского (главным образом французского, принципиально важного для этой эпохи) и русского искусства XIX века. Сравнительный анализ стилей и направлений позволяет выявить как общую проблематику, так и национальные различия в контексте классицизма, романтизма, бидермайера, реализма, ар-нуво. Одной из задач курса является проблематизация самого феномена стиля (направления); изучение истории терминологии с привлечением текстов из художественной критики XIX века; рассмотрение границ применения тех или иных понятий и категорий; анализ проблем с точки зрения общей теории искусства. Кроме того, материал курса позволяет рассмотреть ряд ныне почти забытых художников, претендовавших некогда на главные роли в европейской живописи, а это позволяет поставить ряд общих вопросов о механизмах возникновения популярности, о формировании пантеона «великих имен», в целом о мифологии искусства.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее ARTC_C_502

Семестр: Осенний

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Базовый курс

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Программа Арт-критика


Преподаватели:

  • Бобриков Алексей Алексеевич
История современного кино (кинематограф нулевых)

Своей целью курс ставит осмысление процессов, произошедших и происходящих в российском кино в современное время. Эти процессы касаются как непосредственно киноязыка, так и изменения роли, функции и бытования кино в культурном контексте страны. Какими стали сюжеты, локации, образы и темы в русском кино нулевых – по сравнению с 1990-ми и по отношению к традиционным? В чем особенности осмысления отечественного кинематографа в заданный период времени? Курс носит общеобразовательный характер. Современность курса будет способствовать повышению творческой активности студентов. В ходе занятий предполагается не только чтение лекции преподавателем и просмотр фильма по теме, но и последующее обсуждение просмотренного. Задания курса способствуют приобретению навыков работы с источниками, аналитических и исследовательских навыков.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее ARTC_C_503

Семестр: Весенний

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Базовый курс

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Программа Арт-критика


Преподаватели:

  • Регев Йоел
История, архитектура и убранство соборов Западной Европы

Цель курса – рассмотреть типологию большого церковного здания (собора) в архитектуре Западной Европы. Предлагается новый взгляд на полуторатысячелетнюю историю центрального для всей культуры Запада явления, при котором на второй план отходит такое понятие как стиль эпохи (равно как и индивидуальный стиль того или иного зодчего). Внимание должно быть сосредоточено, таким образом, не на различиях романики, готики или каких бы то ни было стилей Нового времени, но на том, что объединяет соборы, несмотря на, а зачастую вопреки подобным стилевым различиям. Рассматриваются как отдельные памятники, так и основные мотивы, кочующие из одной эпохи или страны в другую, появляясь вновь в совершенно новых условиях, в новом контексте.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее ARTC_C_601

Семестр: Весенний

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Базовый курс

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Программа Арт-критика


Преподаватели:

  • Саблин Иван Валерьевич
Методология искусствознания и художественной критики

Курс по методологии искусствознания является основой академической профессионализации историка искусства университетского типа. Целью занятий является ознакомление с основными этапами истории искусствоведения как науки и культурной деятельности, с важнейшими теоретическими и практическими подходами к изучению искусства, прежде всего изобразительного и архитектуры. Курс знакомит слушателей с выдающимися представителями искусствознания от эпохи Возрождения до наших дней, с их идеями, произведениями, литературным стилем, а также с карьерой в историческом контексте той или иной эпохи и страны. В рамках курса изучаются некоторые важнейшие произведения искусствоведческой литературы, как отечественной, так и зарубежной. В результате освоения курса студенты получают более определенные чем обычно представления о сущности, своеобразии, противоречиях и различных проявлениях искусствоведческой профессии. Они осваивают по-новому целый ряд основных понятий истории и теории искусства, приучаясь видеть эти понятия в их исторической эволюции.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее ARTC_G_503

Семестр: Осенний

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Общий курс

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Программа Арт-критика


Преподаватели:

Миф и ритуал в современной культуре

Курс должен ознакомить учащихся с основными подходами к концепции мифа и его местом в символических практиках современных сообществ. Материалом для анализа служит спонтанная символическая деятельность индивидов и групп, которая сложным образом соотносится с воспроизводством традиций прошлого, конструированием новых смыслов и попыткой договориться о священном. Курс выстроен на сочетании изучения и обсуждения теоретических подходов и анализа «кейсов»: сжигание чучела на масленицу, практика поздравительных открыток, анализ публичных пространств как сценических площадок для символических действий и прочее.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее ARTC_E_502

Семестр: Осенний

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Курс по выбору

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Программа Арт-критика


Преподаватели:

  • Адоньева Светлана Борисовна
Монтаж

Безусловно, кинематограф – привилегированная сфера монтажа. Но в ХХ веке можно наблюдать самые разные тенденции (поначалу – в различных искусствах, а затем и в их теориях), согласно которым монтаж следует понимать шире и находить формы его проявления далеко за пределами кино. Предлагаемый курс призван раскрыть многообразие форм монтажа в искусстве, определить основные способы рефлексии о монтаже в искусстве и в кино, сформулировать специфические типы чувственности, реализуемые в рамках той или иной концепции монтажа.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее ARTC_C_504

Семестр: Осенний

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Базовый курс

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Программа Арт-критика


Основания критической теории

Цель данного курса – сформировать у слушателей представления об основаниях возникновения критической теории изобразительных искусств – философии И.Канта, экономической теории общества К.Маркса, психоанализе З.Фрейда. В первую очередь речь в рамках курса пойдет о месте теории в современном искусстве, о значении теории как таковой, о деконструкции классической оппозиции теории и практики. Ключевое место в возникновении критической теории изобразительных искусств или, иначе, арт-критики, занимает Франкфуртская школа критических исследований. Ей будет уделено особое внимание, в частности, предусмотрен углубленный анализ основополагающего для современного искусства и арт-критики текста Вальтера Беньямина «Произведение искусства в эпоху механической воспроизводимости». Еще одно принципиальное место занимает теория авангарда, основанная на работах Иммануила Канта, Карла Маркса и Зигмунда Фрейда, а также возвышенного Жана-Франсуа Лиотара. Одной из неотъемлемых составляющих арт-критики является психоанализ, а также близкие ему теории деконструкции и шизоанализа. Психоанализ Ж.Лакана, деконструкция Ж.Деррида и шизоанализ Ф.Гваттари – три дискурсивных поля, влиянию которых на современное искусство и художественную критику будет уделено особенное внимание.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее ARTC_C_505

Семестр: Весенний

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Базовый курс

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Программа Арт-критика


Преподаватели:

Основные проблемы истории и теории прикладного искусства и дизайна

Задача курса – ознакомить студентов с особенностями прикладного искусства и дизайна, с важнейшими этапами развития этой области, а также теоретическими проблемами. В качестве материала курса избрана эпоха и проблема ар-деко, для понимания которой необходимо углубиться и в историю декоративно-прикладного искусства, и в искусство и эстетику XIX века, и в проблематику классического и постклассического модернизма. Конструирование человеком материальной среды, оформляющей и определяющей многие аспекты его деятельности, нуждается в теоретическом осмыслении. Понимание логики взаимоотношения «старого» и «нового», «уникального» и «массового», а также принципов создания и бытования этих и других подобных оппозиций, заместивших в ХХ веке традиционную оппозицию «высоких» и «низких» культурных жанров, необходимо для анализа ситуации в современной культуре и может быть экстраполировано на широкий спектр явлений. Данный курс посвящен рассмотрению основных направлений, имен и проблем прикладного искусства и охватывает период с середины XIX века до начала Второй мировой войны. Особое внимание предполагается уделить взаимоотношениям современного движения и более традиционных эстетических направлений, а также стилю ар-деко как, возможно, последнему из исторических стилей в искусстве и архитектуре.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее ARTC_E_602

Семестр: Осенний

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Курс по выбору

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Программа Арт-критика


Преподаватели:

  • Королев Александр Валерьевич
Постмодернизм и нонконформизм в контексте художественной критики

Междисциплинарный курс посвящен истории искусства второй половины ХХ века – периоду, который называют постмодернистским, считая его началом поп-арта (рубеж 1950-х – 1960-х годов). Мы будем обсуждать творчество художников в контексте проблем социальной утопии, левого активизма, технологий в современной культуре, размытости границ между искусствами, архивизации культурной памяти, влиянии философии языка на художественную практику, кризиса субъективности и других. Речь пойдет в первую очередь о художниках и арт-группах из Европы и США, но также отдельное внимание будет уделено русскому/советскому искусству и его роли в международном контексте. Мы будем читать как тексты, написанные участниками художественного процесса, так и позднейшие исторические и теоретические интерпретации наиболее ярких событий, происходивших в искусстве последних десятилетий. Среди авторов, которых нам предстоит обсуждать Йозеф Бойс, Клемент Гринберг, Ги Дебор, Жорж Диди-Юберман, Илья Кабаков, Джордж Мациюнас, Пьер Рестани, Лео Штейнберг, Джермано Челант и другие.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее ARTC_E_504

Семестр: Осенний

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Курс по выбору

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Программа Арт-критика


Практика по подготовке и реализации индивидуальных кураторских проектов

Практика подразумевает разработку концепции кураторского проекта, включающую: 1) концептуальное обоснование; 2) каталог (детализированное описание экспонатов или элементов проекта); 3) обоснованную смету проекта), а также работу по практической подготовке и реализации проекта, в том числе: 1) формирование поэтапного плана создания выставки (показа или перформанса), согласованного с организацией-местом проведения; 2) контроль и реализация (во взаимодействии с персоналом организации, где реализуется проект) работ по монтажу экспозиции, подготовке пресс-релиза, проведению других PR-мероприятий; 3) написание текста и подготовку иллюстративного материала для представления проекта в рамках каталога фестиваля выпускных кураторских проектов, работу с преподавателем (редактором) и дизайнером; 4) организацию и проведение открытия выставки (показа или перформанса) с публичным выступлением.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 9/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее ARTC_E_603

Семестр: Весенний

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Курс по выбору

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Программа Арт-критика


Психоаналитические теории кино

Курс предполагает изучение основ психоаналитических теорий кино, возникших в результате взаимного влияния кино и психоанализа. Появившиеся в самом конце XIX века кинематограф и психоанализ, не просто ровесники, но две техники, нацеленные на исследование психической реальности. Это техническое сродство позволило Жаку Деррида назвать XX век веком двух наук о призраках, психоанализа и кинематографа. Одна из задач курса – сформировать представление об условиях взаимопроникновения психической реальности психоанализа и кинореальности. Принципиальным в этой истории оказывается не только то, что психоанализ оказал сильное влияние на развитие кино, но и то, что сегодня кинематограф помогает лучше понять различные психоаналитические положения применительно к субъекту. В конце XX – начале XXI века трудно представить себе кинокритику, которая не содержала бы в себе психоаналитической составляющей. Ключевой фигурой для развития кинокритики стал Жак Лакан с его теорией трех регистров психического (воображаемое, символическое, реальное). Таким образом, еще одной задачей курса является проработка наиболее принципиальных теорий лакановского психоанализа. В частности, его «стадии зеркала». По этой причине сквозной темой курса является тема двойников.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее ARTC_E_604

Семестр: Осенний

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Курс по выбору

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Программа Арт-критика


Преподаватели:

Семинар по истории немецкого искусства

Цель курса – дать студентам представление о немецком изобразительном искусстве и архитектуре, начиная со Средних веков и заканчивая рубежом Нового и Новейшего времени, от 1800-х до конца XX века. В задачи курса входит характеристика состава и периодизации немецкого искусства, анализ проблемы его эволюции и самоидентификации, роли предшествующей художественной традицией, влияния других художественных культур. В рамках курса будут внимательно изучены важнейшие художественные памятники, а также творчество крупнейших мастеров. Кроме того, будет анализироваться трансформация роли искусств в жизни немецкого общества. Учитывая то, что речь идет о курсе магистерского уровня, предполагается активное вовлечение студентов в работу на семинаре, подготовка ими докладов, участие в обсуждениях, написание значительного объема письменных работ.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее ARTC_E_506

Семестр: Весенний

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Курс по выбору

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Программа Арт-критика


Преподаватели:

Семинар по классическому западному искусству

В центре внимания занятий первого семестра – формирование предпосылок для восприятия и оценки искусства и архитектуры Греции и Рима как «классики». Этот процесс рассматривается на образцах греческой скульптуры V-IV веков до н.э. и эллинистической эпохи, а также на примерах римского скульптурного портрета и архитектуры античного Рима. Фоном для обсуждения этих памятников служат, с одной стороны, эстетическая рефлексия античных авторов, с другой – идеи И.И.Винкельмана и Г.Э.Лессинга.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее ARTC_E_507

Семестр: Осенний

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Курс по выбору

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Программа Арт-критика


Советское кино: история и поэтика

В рамках курса изучается история советского кино – ярчайшей страницы мирового кинематографа. Вершины кино этой эпохи приковывают к себе внимание не одного поколения всех тех, кто занимается кино. Однако изучение основных стилей, явлений и имен советской кинематографии не должно ограничиваться именами и фильмами титанов от Эйзенштейна до Тарковского. Пристальное внимание к второстепенным фильмам, к массовому кино, к тому, что было модно смотреть в то или иное время, к госзаказу, формировавшему вкусы эпохи и ее фактическое воплощение, также будет представлять интерес для исследования в рамках данного курса. Особое место будет отведено киноконтексту: почему тот или иной фильм состоялся, или был запрещен, какие имена и направления были лидирующими в разные периоды 70-летней истории советского кино, как выглядел нормативный кинематограф и как его лицо изменялось с течением времени.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее ARTC_E_508

Семестр: Весенний

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Курс по выбору

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Программа Арт-критика


Современные проблемы гуманитарного знания

Данный курс имеет своей целью охарактеризовать современное состояние гуманитарного знания. В настоящее время гуманитарное знание столкнулось с необходимостью разрешения целого ряда глобальных проблем культуры и цивилизации. Поиск путей преодоления возникших трудностей неизбежно связан с экспертизой оснований современной культуры. Реконструкция наиболее значимых интеллектуальных парадигм ХХ века позволяет увидеть прошедшую эпоху как время эпистемологического кризиса. В этом контексте каждое из значимых теоретических мировоззрений, какому бы дисциплинарному полю оно ни принадлежало, воплощает гипотезу его преодоления. Задачей настоящего курса является исследование основных методологических решений, возникших в рамках наиболее значимых гуманитарных парадигм, а также связанный с ними образ гуманитарного знания. В рамках курса сделана попытка дать ответ на вопрос о том, каким должен быть гуманитарный ученый сегодня, и каковы его функции в современном мире. Результатом курса должна стать уверенная ориентация студентов разных дисциплинарных направлений в наиболее значимых интеллектуальных парадигмах ХХ века.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 5/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее ARTC_G_501

Семестр: Осенний

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Общий курс

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Программа Арт-критика


Текст в визуальном искусстве

В рамках курса рассматривается роль текста в изобразительном искусстве в исторической перспективе. Курс разделен на четыре блока. В первом рассматриваются старые и новые СМИ, происходит знакомство с теоретией и терминологией новых арт-медиа и кураторства, а также обсуждается возможность интеграции новых медиа в современными арт-институциями. Во втором блоке разбираются текстуальные практики, иллюстрируется функционирование текста в рамках современного искусства. Два других блока рассматривают время и текст, а также текст в интерактивном и перформативном искусстве, новые поведенческие арт-практики. Курс опирается на иллюстрации реализации кураторских проектов, известных в интернете. Особенность курса – участие в занятиях представтелей проектов «Фабрика найденных одежд», «Лаборатория поэтической акционизма» и других. В рамках курса планируются экскурсии в Русский музей, Музей «Эрарта», Лабораторию медиаискусства Cyland, мастерскую Михаила Карасика.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее ARTC_E_509

Семестр: Осенний

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Курс по выбору

Язык: Язык, на котором читается курс. Английский

Программа Арт-критика


Теория и практика литературного перевода

Курс предназначен для студентов, обладающих базовым образованием по одному из направлений подготовки бакалавриата гуманитарного цикла (лингвистика, филология, философия, искусства и гуманитарные науки и т.п.), владеющих элементарными навыками письменного перевода с иностранного языка и навыками работы с онлайновыми переводческими программами и словарями. Цель курса – развитие способности литературного перевода и теоретического осмысления аспектов этого творческого процесса с учетом достижений современного языкознания, переводоведения, философии, герменевтики. Основные задачи курса определяются необходимостью осмысления практики перевода как основополагающей когнитивно-концептуальной операции человеческого сознания в свете идеи Якобсона о внутриязыковом, межъязыковом и интерсемиотическом видах перевода. Главными рабочими понятиями курса являются оппозиции «переводимость» и «непереводимость», «свое» и «чужое», «языковое насилие» и «культурный компромисс». Рабочий материал курса складывается, с одной стороны, из теоретических текстов по поэтике, теории и истории перевода (В.Беньямин, Ж.Деррида, П.Рикер, П.М.Топер, М.Устинофф,А.В. Федоров, Р.О.Якобсон и др.), с другой – из поэтических и литературных текстов разной степени сложности для практических упражнений в переводе (А.Мишо, Ж.Превер, Ж.Ф.Туссен, П.Элюар).

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее ARTC_E_605

Семестр: Осенний

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Курс по выбору

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Программа Арт-критика


Теория образа: поэтика фильма

Теории кино, его структура, специфика порождения и восприятия кинотекста составляют тематическое ядро курса. Структура занятия состоит: 1) из обязательного выполнения домашнего задания и его проверки, чаще всего в устной форме, 2) из разбора одной из предложенных общих проблемных тем по вопросам поэтики, 3) из разбора предложенного ридера, чаще всего статьи на эту общую тему или классической работы по кинопоэтике и 4) из доклада студента по выбранной теме. В качестве материала, используемого для практической части на занятии (хендаута), берется либо отрывок из кинофильма либо отрывок из литературного произведения небольшого объема.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее ARTC_C_506

Семестр: Осенний

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Базовый курс

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Программа Арт-критика


Фотография и кинематограф

Предмет курса – средства визуальной репрезентации, как «традиционные», так и новейшие. Основное внимание уделяется так называемым механическим технологиям репрезентации, а именно фотографии и кино, радикальным образом повлиявшим на визуальный опыт Новейшего времени. Курс служит своего рода опосредующим звеном между общеобразовательными и теоретическими дисциплинами и дисциплинами специальными, направленными на формирование практических навыков.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее ARTC_C_507

Семестр: Весенний

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Базовый курс

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Программа Арт-критика


Преподаватели:

  • Фоменко Андрей Николаевич
Французское искусство XVII -XIX веков

Курс посвящен французской живописи, графике, скульптуре и архитектуре XVII-XIX веков, времени всестороннего расцвета французской художественной культуры. Цель курса – дать студентам представление как о самом этом предмете, так и возможных исследовательских подходах к нему. В круг задач курса входит: характеристика творчества крупнейших мастеров, рассмотрение основных художественных тенденций и проблем; изучение роли искусств в жизни общества и отражения в них духа исторических эпох; анализ ряда источников, а также избранных работ известных искусствоведов и историков. Отдельное внимание будет уделено вопросам о том, какие достижения определили национальное своеобразие французского искусства, какие сделали его образцовым для других европейских школ, и какова была рецепция этих достижений внутри французской культуры и за ее пределами. В рамках курса планируется провести несколько занятий в залах французской живописи и скульптуры Государственного Эрмитажа.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее ARTC_E_510

Семестр: Весенний

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Курс по выбору

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Программа Арт-критика


  1 2