Главная / Студентам / Каталог курсов

Каталог курсов

Европейская музыка XVIII-XIX веков: форма, жанр, стиль

В европейской музыке XVIII-XIX веков пересечение трех координат – жанра, стиля, формы – является своего рода порождающей моделью, определяющей важнейшие черты музыкального произведения. Курс ставит целью научить студентов «считывать» эту информацию, различать в ней сущностное и акциденциальное, общераспространенное и редко встречающееся. В рамках курса основной акцент делается на развитии слухового опыта, навыков «челночного» внимания – от общего к частному и обратно: впечатления от музыкального целого должны поверяться рациональным анализом, а аналитически выявленные детали должны вести к переоценке целого. В ходе занятий будут даны основы жанрового и стилевого анализа классической музыки, базовые представления о классификации и особенностях музыкальных форм. Помимо знакомства с жанрами, стилями и формами классической европейской музыки, курс ставит и более общую задачу – расширение культурного кругозора студентов, их знаний в области истории музыки.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее MUSC_E_501

Семестр: Осенний

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Курс по выбору

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Программа Музыкальная критика


Преподаватели:

  • Харьковский Александр Захарович
Информационные технологии

В рамках данного курса студенты обучаются навыкам работы с информационными ресурсами и системами для успешного выполнения исследовательской работы, работы с различными форматами текста, распознавания текста, работы с менеджером библиографии, применения распространенных текстовых редакторов для оформления исследовательской работы. У студентов вырабатываются представления о правилах ГОСТ при оформлении библиографических ссылок, критическое отношение к источникам информации, расширяется категориальный и понятийно-терминологический аппарат.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 1/1

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее MUSC_C_501

Семестр: Осенний

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Базовый курс

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Программа Музыкальная критика


Преподаватели:

  • Морозова Екатерина Александровна
Классическая хореография и modern dance

В рамках курса рассматривается балетное искусство XX-XXI веков, знаменитые труппы и выдающиеся хореографы. Предметом анализа являются отличительные характеристики классической, старинной и современной хореографии. Одно из центральных мест занимает проблема структуры хореографического произведения. Разбирается вопрос о специфике современного балетного театра. Отдельное внимание уделяется балету и modern dance в оперном спектакле.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее MUSC_E_502

Семестр: Весенний

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Курс по выбору

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Программа Музыкальная критика


Кураторский проект в исполнительских искусствах

В рамках данного курса осуществляется анализ современной кураторской практики на примере отечественных и западных музыкальных институций. Особое внимание уделяется функциям интенданта и художественного руководителя. Рассматриваются правовые и организационные стороны театральной и концертной деятельности, спонсорство, патронаж и благотворительность. В процессе обучения будет обсуждаться содержательная и экономическая тактика и стратегия при организации фестивалей, концертных и театральных абонементов и иных культурных проектов, PR-технологии в сфере исполнительских искусств, формы работы с театральной, филармонической и неспециализированной аудиторией. Студентам предлагается детально разработать собственный кураторский проект – от создания концепции до детально разработанной программы и сопутствующих материалов. В ходе курса студент должен выполнить практическую работу по разработке концепции и программы оперного и/или балетного сезона, музыкального или музыкально-театрального фестиваля. Оценка включает кругозор студента, его осведомленность в современных подходах, знание наиболее значительных театров и фестивалей, оригинальность и убедительность концепции, потенциальную возможность ее реализации.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее MUSC_E_601

Семестр: Осенний

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Курс по выбору

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Программа Музыкальная критика


Методология анализа и описания музыкального произведения

Курс предназначен для развития навыков анализировать музыкальное произведение, его форму, жанр, стиль. В ходе курса будут рассмотрены важнейшие исторические типы музыкального целого, виды музыкальных форм, исторические этапы музыкально-теоретической мысли, разные учения о музыкальной форме. Курс затрагивает важнейшие вопросы о соотношении музыки и слова о музыке, общекультурных и имманентно-музыкальных подходов к музыкальному произведению, взаимодействия уха и глаза в музыкальном анализе. Значительное место отведено историческому феномену музыкальной формы, ее закономерностям и эволюции. Помимо рассмотрения музыкально-теоретических, музыкально-аналитических и музыкально-эстетических вопросов курс ставит главнейшую задачу обучения – расширение культурного кругозора.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее MUSC_C_601

Семестр: Осенний

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Базовый курс

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Программа Музыкальная критика


Музыка ХХ века: текст, техника, автор

В начале XX века музыкальное искусство пережило ряд процессов, которые могут быть описаны как взрыв: преодоление эстетических и языковых табу классического искусства, молниеносный рост разнобразия, возникновение радикальных направлений и техник, постановка «последних» вопросов о смысле и перспективе развития искусства. Добавившиеся к этому в ходе XX столетия социально-технические факторы – возникновение ряда новых технических средств распространения музыки (звукозапись, кино, радио, телевидение, цифровые технологии), глобализация, образование новых конфигураций взаимодействия авторов и исполнителей с публикой, развитие масскультуры, стирание границ «традиционного профессионализма», – привели к новой постановке вопроса о взаимоотношении текста произведения, композиционной техники и фигуры автора. Для человека классической европейской культуры многие представления XX века оказываются ошеломляюще новыми. Возникает и соблазн абсолютизировать новые представления, прямолинейно применяя их ко всему спектру музыкального искусства XX века. Практической задачей курса является слуховое ознакомление студентов с основными музыкальными техниками и направлениями академической музыки XX века, с крупнейшими композиторами этого периода и их важнейшими произведениями. Теоретическая часть курса предусматривает постановку вопросов о соотношении текста и автора, композиционной техники и авторской свободы, об интенциях публики по отношению к автору, его технике и отдельно взятому его тексту. Помимо рассмотрения музыкально-исторических и эстетических вопросов, курс ставит общую задачу расширения культурного кругозора студентов.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее MUSC_C_602

Семестр: Весенний

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Базовый курс

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Программа Музыкальная критика


Преподаватели:

  • Харьковский Александр Захарович
Музыкальные стили в исполнительских интерпретациях

Курс предназначен для того, чтобы ввести студентов в круг актуальных вопросов истории и современности музыкального, в особенности музыкально-исполнительского искусства. В ходе курса будут рассмотрены важнейшие музыкальные стили и школы Нового и Новейшего времени, актуальные вопросы их изучения (историческая критика, «историческая верность»). Курс затрагивает важнейшие вопросы о соотношении музыкального произведения и текста, взаимодействия композитора и исполнителя, роль грамзаписи в основательном перевороте в музыкальном исполнительстве ХХ века, значение идеологии «аутентизма» («исторической верности»). Значительное место отведено прослушиванию и анализу записей великих исполнителей, в особенности «исторических записей» первой половины ХХ века. Помимо рассмотрения музыкально-исторических и музыкально-эстетических вопросов курс ставит главнейшую задачу обучения – расширение культурного кругозора.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее MUSC_E_503

Семестр: Осенний

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Курс по выбору

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Программа Музыкальная критика


Опера: от партитуры к сцене

В рамках данного курса опера рассматривается на пересечении разных искусств и практик и во взаимодействии множества персонажей. Исследуются поэтика жанра, его бытование и метаморфозы. Сквозные темы курса: структура и музыкальная драматургия, опера как музыкальное произведение и как театральный спектакль, либретто и партитура, художник и заказчик (меценат, импресарио), композиторы и исполнители, публика и критика, театральная архитектура и акустика, сценография и машинерия, оперная режиссура.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее MUSC_E_504

Семестр: Весенний

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Курс по выбору

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Программа Музыкальная критика


Оперный и балетный театр в пространстве современной культуры

Культурологическая специфика курса, а также актуальное состояние оперно-балетного театра заставит говорить обо всем сразу – о его поэтике, идеологии, политике, экономике. Это потребует от студентов не только сфокусироваться на специфике оперы и балета, но и мобилизовать знания литературы, изобразительного искусства, кино, архитектуры, дизайна, истории моды и костюма.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее MUSC_C_502

Семестр: Осенний

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Базовый курс

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Программа Музыкальная критика


Практический курс английского языка для музыкальных критиков, арт-критиков и кураторов

Курс ориентирован на изучение тем, связанных с описанием, характеристикой и оценкой музыкальных произведений на английском языке, относящихся к разным историческим эпохам и странам. Курс включает работы известных музыкантов, композиторов и музыкальных критиков, которые дают представление о развитии музыкальной критики как отдельной отрасли критики, имеющей свою специфику.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее MUSC_E_505

Семестр: Осенний

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Курс по выбору

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Программа Музыкальная критика


Прекрасное и возвышенное в кино

Данный курс имеет своей целью ознакомить магистрантов с современным состоянием и основной проблематикой критического искусства. С этой целью в рамках курса воспроизводятся основные положения классической эстетики, сформулированные в романтической традиции и классической философии, обозначаются пределы их применимости, описывается трансформация способа бытия художественного произведения в ХХ веке и реконструируется кризис эстетики как таковой. Задача курса – показать, какие пути намечает современная критика и философия для выработки адекватных критических стратегий, показать разные возможности толкования искусства, разнообразие методов, тем и проблем. В искусствоведческой части курса описываются несколько разновидностей интерпретации художественного произведения.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее MUSC_C_503

Семестр: Весенний

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Базовый курс

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Программа Музыкальная критика


Русская и советская музыка в контексте культурной и политической истории

Основной задачей курса является ознакомление магистрантов программы «Музыкальная критика» с основными вехами истории отечественной музыки. Основной фокус изучения данной дисциплины приходится, на последние 200 лет отечественной истории музыки. При этом в рамках курса будет предложен компаритивистский подход (русская музыка как часть мировой культуры) с одной стороны, с другой – будет практиковаться и демонстрироваться идиосинкратический подход, по-прежнему представляющий русскую историю культуры как единый, пусть и многосоставный, вектор. В рамках данного подхода будут рассматриваться примеры взаимодействия и связи русской музыки как с западной культурой, так и с другими явлениями отечественной культурной и политической истории.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее MUSC_E_602

Семестр: Осенний

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Курс по выбору

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Программа Музыкальная критика


Современная музыка: стили и идеи

Панорама современной музыки – от первого авангарда (1910-1920) до техник «новой сложности» и «новой простоты» – рассматривается в рамках курса в связи с магистральными социально-политическими и художественными событиями эпохи. Основная задача курса – понять механизмы взаимодействия культурных смыслов и музыкальных феноменов, границы их проблематизации, новые роли, вмененные культурой композитору, исполнителю, критику, слушателю. Курс предполагает изучение ключевых философских и эстетических текстов – Т.Адорно, И.Ф.Стравинского, А.Шенберга, П.Булеза, Дж.Кейджа, К.Дальхауза, З.Лиссы, Р.Скрутона, Ф.Лаку-Лаббарта и других. Особое внимание уделяется новейшим интеллектуальным и эстетическим практикам и их философскому и политическому анализу.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее MUSC_E_603

Семестр: Осенний

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Курс по выбору

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Программа Музыкальная критика


Современное музыковедение: ключевые концепты

Цель предлагаемого курса – познакомить студентов с кругом понятий и идей, которые вошли в музыковедческий обиход во второй половине ХХ века и существенно модифицировали представление о том, «что должен знать и уметь музыковед». Эта перемена во многом связана с «гуманизацией» музыковедения, стремящегося под влиянием современного социального и гуманитарного знания заново осмыслить собственную проблематику и методологию. Курс построен по проблемному принципу и сосредоточен вокруг наиболее дискутируемых тем (например, методология исторического музыкознания в контексте вызовов культуральной истории, переориентация анализа под знаком герменевтики, гендер, класс и раса как музыковедческие исследовательские предметы), концептов (нарратив и репрезентация, национализм и идентичность и др.) и авторов (М.Соломона, Дж.Кермена, Р.Субботник, Л.Крамера, Р.Скрутона, К.Дальхауза и др.). Специальное внимание уделяется вопросу об особенностях отечественного музыкознания и перспективах его интеграции в европейское дисциплинарное пространство.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее MUSC_C_504

Семестр: Весенний

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Базовый курс

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Программа Музыкальная критика


Спектакль как текст

Цель лекций и практических занятий состоит в том, чтобы дать навыки анализа специфического текста, каким является спектакль как самостоятельное произведение театрального искусства. На конкретных примерах из современной практики музыкального театра поднимается вопрос взаимодействия аудио- и визуального рядов, рассматривается типология подобных взаимоотношений, исследуется проблема перекодировки произведения музыкального искусства (оперы) в театральное произведение, существующее по законам пространственно-временного искусства. Вырабатывается умение различать законы драматургии оперного произведения и произведения режиссерского, определять тип сценической драматургии (причинно-следственный, монтажный, ассоциативный, коллажный и т.д.), понимать, как в зависимости от режиссерской системы формируется способ существования актера, тип мизансценирования в пространственно-временном континууме спектакля.

Кредиты: Кредит – мера трудоемкости учебного курса. Подробнее 6/3

Шифр: Шифр состоит из трех частей. 1 часть - дисциплинарная область, 2 часть - тип курса, 3 часть номер курса. Первая цифра в номере - это уровень курса, остальные цифры - порядковый номер. Подробнее MUSC_E_506

Семестр: Весенний

тип курса: Общие курсы (G) - обязательные для всех студентов курсы. Базовые (C) - обязательные в рамках выбранного профиля подготовки или программы. Курсы по выбору (E) - необязательные курсы Курс по выбору

Язык: Язык, на котором читается курс. Русский

Программа Музыкальная критика


Преподаватели:

  • Третьякова Елена Всеволодовна