Кино и видео

Профиль подготовки «Кино и видео» посвящен исследованию кинематографа, а также его современных филиаций (видео, медиа).

Кинематограф – это сложный феномен, представляющий собой единство искусства, техники и идеологии. Данные направления определяют структуру профиля.

Изучение кинематографа как искусства предполагает освоение истории и теории кино, языка кино и кинематографических жанров. Знакомство с техническим аспектом приобщает студентов к практике кино и видеосъемки, инициириует их творческие способности. Кроме того, технический аспект кино задан в профиле подготовки концептуально – через акцентуацию генетической связи фотографии и кино, в продумывании смыслообразующего ресурса старой и новой инструментальной символики кино, от аппаратов Люмьера и Эдисона, экрана, пленки, проектора до современных компьютерных техник. Техническое непосредственно граничит с внутренним рефлексивным измерением кино. Важную роль в профиле подготовки играют курсы, посвященные аналитике взгляда, исследованию соотношения взгляда и телесности, взгляда и желания. Кино как объективация нового тела, новых стилей и способов чувственности  выявляет еще одно существенное условие – идеологическую ангажированность кинематографа и, вместе с тем, его имманентную связь с проблематикой времени.

Кино как метафора времени раскрывает себя в самых разных содержательных аспектах. Место кинематографа в системе искусств, духовном опыте ХХ века и гуманитарной мысли является глубоко проблемным – представляется невозможным постичь его средствами классической эстетики. В связи с этим исследовательский фокус профиля подготовки на междисциплинарном изучении кинематографа усилиями кинокритиков, теоретиков и историков кино, философов, филологов, психоаналитиков, а также широко и нетрадиционно мыслящих гуманитариев.

Среди преподавателей, обеспечивающих курсы профиля «Кино и видео» – ведущие кинокритики Санкт-Петербурга, видеохудожники, философы, филологи, психоаналитики, кураторы. Поскольку аналитика и техника кино немыслимы без понимания визуальной культуры в целом, структура профиля предполагает взаимодействие с профилем «Изобразительное искусство и архитектура», а также с другими фокусами различных профилей, посвященных проблеме визуального. Так, общие курсы профиля («Изобразительность и кинематограф», «Литература и кинематограф») рассматривают место кино в контексте визуальных и вербальных искусств; базовые курсы обеспечивают фактическое знание материала («История кино»), элементарную методологическую «грамотность» («Методология анализа аудиовизуального произведения»), владение жанровой структурой кино и понимание специфической поэтики киноискусства («Метаморфозы стиля», «Поэтика кинотекста»), знакомят со способом бытия визуальных искусств в эпоху новых технологий («Видеоарт: история, современность, перспективы»).

Междисциплинарная открытость программы позволяет студентам, выбравшим специализацию «Кино и видео», но не собирающимся работать в кино, найти профессиональное применение в смежных областях. Студент, завершивший образование по профилю «Кино и видео» приобретает следующие компетенции:

  • структурированное теоретическое представление о месте искусства в современном мире
  • владение историей и теорией вида искусства, в соответствии с различными направлениями (изобразительное искусство, музыка, визуальные искусства)
  • владение общими герменевтическими принципами анализа визуальных произведений искусства
  • умение пользоваться конкретными интерпретативными техниками, опирающимися на знание семиотической, интертекстуальной, психоаналитической и пр. теорий
  • понимание технологии создания современного визуального произведения искусства
  • владение основными информационными технологиями создания художественного продукта
  • представление об основных механизмах коммуникации художника, заказчика и потребителя художественного продукта в современном обществе
  • понимание процессов институциализации современного искусства
  • формирование личностных качеств, характеризующих творческого субъекта
  • инициализация состояния игры творческой и рефлексивной способностей в структуре личности магистранта, а также достижение  динамического равновесия названных способностей
Кино и видео
список курсов