История цивилизаций

Профиль «История цивилизаций» предусматривает подготовку специалистов по одной из самых древних, но неизменно важной области науки – истории.

Познание прошлого – не досужий интерес, прихоть или каприз, а необходимое условие для уверенного самоощущения в пространстве времени, психологического комфорта, возможности осознанных действий. Цель профиля – знакомство с богатейшей, многоцветной палитрой фактов, явлений, процессов мировой истории, выявление причинно-следственных связей между ними, определение ведущего вектора цивилизационного развития. Параллельно это и погружение в историографию, то есть процесс самопознания человечества, а также постижение тонкостей источниковедения – дисциплины, помогающей понять, как на основе письменных и других памятников прежних эпох исследователь создает ткань исторического исследования. Следует отметить, что навыки (в частности, интерпретации текстов), полученные в процессе этой познавательной деятельности универсальны, то есть применимы в различных сферах знания.

Среди преподавателей профиля историки разных специальностей – античники, медиевисты, специалисты в области истории нового времени, знатоки российской истории, работающие часто в междисциплинарном режиме, то есть на грани соприкосновения и даже переплетения своей дисциплины с другими областями знания. Однако дело не только в профессиональной идентификации педагогов профиля, часто она определяет особенности их мышления, что представляет особый интерес для студентов. Есть феноменологи, изучающие общества античности, исследователи национальных идентичностей, наконец, глобалисты, в поле зрения которых весь мир. Активно занимаясь наукой, все они являются авторами многочисленных научных статей и монографий.

В основу преподавания всего круга дисциплин в рамках профиля положены следующие принципы:

  • способность к восприятию современного мира как единого целого, а исторической эволюции как движения к этому целому
  • способность к признанию неуклонно протекающего процесса растворения в едином историческом времени множества континентальных, региональных, национальных и прочих географически локализованных времен, то есть признанию такого подхода к познанию прошлого, который можно назвать историческим глобализмом
  • строжайшее соблюдение принципа историзма, то есть понимание непреложности исторического подхода к восприятию, трактовке, оценке прошлого и рассмотрению его реалий с учетом исторической обстановки, в контексте данной эпохи
  • способность понимать и различать иерархию исторических процессов, то есть отделять магистральные, стержневые процессы, от процессов боковых, частных, случайных, попятных, маргинальных и т.п., сознавать, что путаница и подмена одних другими до неузнаваемости искажает реальность
  • способность разбираться в иерархии исторических тенденций, находить ведущую из них в данном хронологическом периоде, обосновывать этот выбор, определять место и значение различных субтенденций
  • способность, понимая сущностные особенности разных цивилизаций и осознавая невозможность судить об одной из них в терминах другой, видеть многоуровневые процессы межцивилизационных контактов, определять динамику, этапы, ступени становления современного мира, отличающегося теснейшей взаимосвязью всех своих элементов;
  • способность осознавать, что, однажды появившись, исторические реалии уже бесследно не исчезают, а модифицируются, вступая во взаимосвязи с нововременными по происхождению данностями и позволяя констатировать существование своеобразного «закона сохранения прошлого»;
  • способность понимать, что переживаемый ныне человечеством этап цивилизационной эволюции – новое время – это история все ускоряющейся глобализации антропогенных процессов и процессов экологического кризиса в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Особенностями преподавания в рамках данного профиля являются диалогизм, дискуссионность, сравнительно-историческая перспектива, критический анализ историографических традиций, национализма и национальных мифологий, акцент на изучение поликультурного опыта исторических империй и анализ функционирования исторической памяти, включая спорные и взаимоисключающие версии прошлого, связанные с современной политикой. Вышеперечисленные методологические подходы и методы преподавания позволяют избежать сползания к дискурсам национальной, культурной или цивилизационной исключительности, так называемого «особого пути».

Большая часть учебного плана профиля посвящена изучению истории России и постсоветского пространства. История Российской империи и Советского Союза дает прекрасный материал для анализа и критического осмысления исторического опыта поликультурного, многоконфессинального и полиэтнического общества и государства, а равно и исторического опыта великой державы и системы имперского господства. Географическое положение СПбГУ и преподаваемой в нем программы в бывшей столице Российской империи и самом «европейском» российском городе позволяет наполнить учебный план уникальным педагогическим и научным материалом, создает продуктивную культурную среду для размышлений о взаимосвязях и индивидуальности в контексте мировой истории.

Профиль подготовки «История цивилизаций» тесно взаимодействует с такими профилями  Факультета свободных искусств и наук как «Социология и антропология», «Международные отношения, политические науки и права человека», «Сложные системы в природе и обществе». В рамках этого взаимодействия профиль подготовки «История цивилизаций» предлагает спецкурсы, которые ориентированы также на студентов перечисленных, а в силу базового характера исторического знания, и других профилей. Студентам, выбравшим данный профиль в качестве профиля концентрации, предлагаются исследовательские темы дипломных работ в различных областях истории. Студенты, защитившие дипломы в рамках профиля, имеют возможность продолжить образование в магистратуре Факультета международных отношений СПбГУ, Факультета социальных наук РГПУ имени А.И.Герцена, а также в западноевропейских и американских высших учебных заведениях.

История цивилизаций
список курсов