Арт-критика

В рамках программы готовят экспертов в области современной культуры, которые смогут работать как художественные критики, музейные сотрудники и художники.

Профили подготовки

  • Искусствознание
  • Критика и теория кино

Профиль подготовки «Искусствознание» ориентирован на подготовку искусствоведов, преподавателей истории и теории изобразительных искусств и архитектуры в художественных и гуманитарных вузах, музейных и архивных работников, исследователей, владеющих различными подходами к анализу искусства от философских и культурологических методов до социологии искусства. Студенты получают исследовательские навыки для работы с художественным материалом различных эпох и в сфере художественной критики. После окончания они способны претендовать на места научных сотрудников в музеях, архивах, библиотеках, выставочных залах, галереях, в системе охраны памятников, а также в средних, средних специальных и высших учебных заведениях, где преподается изобразительное искусство и его история. В процессе обучения студенты изучают проблемы теории искусства, методологию искусствознания, историю художественной критики, овладевают умением устно и письменно анализировать произведения изобразительного искусства, архитектуры, прикладного искусства и дизайна, учатся писать исторические справки и критические статьи, занимаются историей музеев и охраны памятников.

Профиль подготовки «Критика и теория кино» ориентирован на подготовку кинокритиков, преподавателей истории и теории кино в художественных и гуманитарных образовательных проектах, продюсеров, исследователей, компетентных в области визуальной теории, владеющих философским, культурологическим, антропологическим, социологическим и психоаналитическим контекстом современной теории образа. Студенты получают научно-исследовательские навыки, а также навыки работы экспертами в области современного кинопроизводства. Они способны применить свои знания в академической и образовательной сфере, на телевидении и в киностудиях, в журналистике, в кинофестивальном процессе. В течение двух лет студенты изучают актуальные проблемы гуманитарного знания, проблемы современной эстетики, современную теорию образа, взаимодействие кинематографа с другими искусствами, историю и теорию кино, системы языка кино, сценарное дело и проблемы кинодраматургии. Также они совершенствуют умение устно и письменно анализировать кинотекст, учатся писать критические статьи в различных жанрах, осваивают идеологию фестивального процесса.

Основные учебные курсы программ

  • Теоретико-методологические основания современной арт-критики
  • Методология и история искусствознания 
  • Философская эстетика
  • Актуальные проблемы методологии искусствознания и художественной критики
  • Искусство XX века: Россия и Запад
  • История западноевропейской классической архитектуры
  • Теория образа
  • Психоаналитические теории кино
  • Сценарный практикум
  • Кинематограф нулевых

Международные связи

Магистранты программы могут участвовать в программах академической мобильности СПбГУ.

Академические партнеры

  • Бард колледж, США
  • Утрехтский университет, Нидерланды
  • Университет Риджентс, Великобритания
  • Варшавский университет, Польша
  • Эдинбургский университет, Великобритания

Практика

Обучение включает в себя прохождение научно-исследовательской практики, например, участие в работе постоянно действующего научно-теоретического семинара «Диоптрики XXI».

Основные направления исследований

  • История западноевропейского искусства
  • История искусства XX века
  • Актуальные проблемы современного искусства
  • История отечественного искусства XI-XXI веков
  • История мировой архитектуры и градостроительства
  • История искусствознания и художественной критики
  • История теории и философии искусства
  • Структура художественного произведения
  • История стилей
  • Иконографические исследования
  • Современные теории кино
  • Монтаж
  • Звук в кино
  • Киноавангард
  • Фотография и кинематограф
  • История современного кино (кинематограф нулевых)
  • Кинематограф в обществе

Перспективы

В результате освоения программы выпускники умеют проводить самостоятельное проблемное исследование художественного творчества. 

Приобретаемые навыки

  • искусствоведческих исследований, прежде всего, в контексте европейской традиции
  • работы в сфере художественной критики
  • теоретических и методологических исследований в области киноискусства
  • работы в сфере кинокритики

Возможности продолжения обучения

Выпускники имеют возможность продолжить обучение в аспирантуре российских и зарубежных вузов.

Будущая карьера

Выпускники программы подготовлены к профессиональной деятельности в научно-образовательных и научно-исследовательских организациях, учреждениях культуры (музеях, галереях, арт-центрах, на фестивалях), в средствах массовой информации.

Ключевые моменты

  • Преподавание ведется на русском и английском языках
  • Во время обучения формируются навыки критического мышление и креативный подход в научно-исследовательской деятельности в избранной области
  • Студенты получают практический опыт написания историко-искусствоведческих, киноведческих, а также критических статей, рецензий, аналитических обзоров по проблемам изобразительного искусства и архитектуры, кино
  • Во время обучения проводятся регулярные семинары с участием ведущих российских и зарубежных историков искусства, художественных критиков
  • В учебном процессе используется информационная интранет-среда Sakai для взаимодействия преподавателей, студентов и администрации
  • Студенты могут пользоваться возможностями библиотеки, фотолаборатории, лаборатории видеомонтажа и мультимедиа, мультимедийных комплексов, класса для проведения видеоконференций
Арт-критика
список курсов