Арт-критика

В рамках программы готовят экспертов в области современной культуры, которые смогут работать как художественные критики, музейные сотрудники, исследователи (профиль «Искусствознание») и кинокритики, сотрудники кинофестивалей и киноцентров, исследователи (профиль «Критика и теория кино»).

Профили подготовки

Обязательные курсы программы

  • Теоретико-методологические основания современной арт-критики (Нина Савченкова)
  • Методология и история искусствознания (Иван Чечот)
  • Философская эстетика (Артем Радеев)

Профиль подготовки «Искусствознание»

Профиль ориентирован на подготовку искусствоведов, преподавателей истории и теории изобразительных искусств и архитектуры в художественных и гуманитарных вузах, музейных и архивных работников, исследователей, владеющих различными подходами к анализу искусства от философских и культурологических методов до социологии искусства. Студенты получают исследовательские навыки для работы с художественным материалом различных эпох и в сфере художественной критики. После окончания они способны претендовать на места научных сотрудников в музеях, архивах, библиотеках, выставочных залах, галереях, в системе охраны памятников, а также в средних, средних специальных и высших учебных заведениях, где преподается изобразительное искусство и его история.

Это лучшая искусствоведческая программа магистерского уровня в России. Вы будете учиться у настоящих специалистов, на чьих текстах воспитано уже не одно поколение искусствоведов. Если  хотите связать свою жизнь с историей искусства – вам именно сюда.

В процессе обучения студенты изучают проблемы теории искусства, методологию искусствознания, историю художественной критики, овладевают умением устно и письменно анализировать произведения изобразительного искусства, архитектуры, прикладного искусства и дизайна, учатся писать исторические справки и критические статьи, занимаются историей музеев и охраны памятников. Выпускники имеют возможность продолжить обучение в аспирантуре, например, в аспирантуре Российского института истории искусств (Зубовского), где работает часть преподавателей программы, и где магистранты профиля проходят практику.

Основные курсы профиля

  • Актуальные проблемы методологии искусствознания и художественной критики (Иван Чечот)
  • Искусство XX века: Россия и Запад (Алексей Бобриков)
  • История западноевропейской классической архитектуры (Иван Саблин)
  • Семинар «Классическое искусство Запада» (Александр Степанов)
  • Семинар по истории немецкого искусства (Иван Чечот)
  • Семинар по истории русского искусства (Глеб Ершов)
  • Французское искусство XVII-XIX веков (Мария Чернышева)

Избранные труды преподавателей

  • Иван Чечот «От Бекмана до Брекера. Статьи и фрагменты» (СПб.: Сеанс, 2016. 626 с.)
  • Александр Степанов «Феноменология архитектуры Петербурга» (СПб.: Арка, 2016. 396 с.)
  • Иван Саблин «Проблема классической картины в отечественном искусствознании» (СПб.: Петрополис, 2015.  492 с.)
  • Глеб Ершов «Художник мирового расцвета. Павел Филонов» (СПб.: Изд-во ЕУСПб, 2015. 296 с.)
  • Мария Чернышева «Мимесис в изобразительном искусстве. От греческой классики до французского сюрреализма» (СПб.: Изд-во СПбГУ, 2013. 392 с.)
  • Алексей Бобриков «Другая история русского искусства» (М.: НЛО, 2012. 744 с.)

Отзывы выпускников

Натела Тетруашвили, выпускница 2016 года, сотрудник Отдела современного искусства Государственного Эрмитажа
Это лучшая искусствоведческая программа магистерского уровня в России. Вы будете учиться у настоящих специалистов, на чьих текстах воспитано уже не одно поколение искусствоведов. Если  хотите связать свою жизнь с историей искусства – вам именно сюда.

Ольга Рябухина, выпускница 2017 года, редактор газеты Aperto
Магистратура по арт-критике стала для меня местом самоидентификации. После пяти лет учебы на Журфаке я все еще плохо представляла, чем хотела бы заниматься... Мне показалось, что здесь я смогу пересобрать свое мировоззрение, и я не ошиблась... Может быть, из-за высокой степени свободы я вспоминаю Факультет как место изобилия, где можно утолить интеллектуальный голод – или, по крайней мере, здорово возбудить интеллектуальный аппетит.

Магистерские диссертации

  • Ирина Борицкая (Тольятти, 2016, руководитель – Алексей Бобриков) «Позднее творчество И.Е.Репина: феномен и его отражение в отечественной художественной критике»
  • Анастасия Гарнова (Санкт-Петербург, 2016, руководитель – Иван Чечот) «Рафаэль советский: вопросы истории изучения и популяризации творчества художника эпохи Ренессанса»
  • Вера Заварзина (Архангельск, 2017, Алексей Бобриков) «Художественные репрезентации истерии в венском искусстве конца XIX – начала XX веков»
  • Анна Кан (Камчатский край, 2017, руководитель – Глеб Ершов) «Трансформация эстетической программы официального советского искусства после 1953 года под влиянием западного импорта (вещей, идей и реальностей)»
  • Олеся Карпуша (Санкт-Петербург, 2017, руководитель – Иван Саблин) «Оформление пластинки как произведение искусства (на примере творчества Роджера Дина, Сторма Торгерсона и Энди Уорхола)»
  • Мария Лащева (Санкт-Петербург, 2016, руководитель – Иван Чечот) «Николай Копейкин. Феномен постсоветского ерничества в изобразительном искусстве»
  • Ольга Рябухина (Челябинск, 2017, руководитель – Иван Саблин) «Экспериментальный жилой дом из пластмасс Э22-59 в истории модульной мобильной архитектуры»
  • Екатерина Тараненко (Красноярск, 2017, руководитель – Иван Саблин) «Формирование западноевропейского городского центра на примере трех столиц: Хельсинки, Эдинбург, Барселона»
  • Натела Тетруашвили (Санкт-Петербург, 2016, руководитель – Алексей Бобриков) «Фантомы античности в современной скульптуре. Паралимпийская серия Марка Куинна "Полное собрание мрамора"»

Профиль подготовки «Критика и теория кино»

Профиль ориентирован на подготовку кинокритиков, преподавателей истории и теории кино в художественных и гуманитарных образовательных проектах, продюсеров, исследователей, компетентных в области визуальной теории, владеющих философским, культурологическим, антропологическим, социологическим и психоаналитическим контекстом современной теории образа. Студенты получают научно-исследовательские навыки, а также навыки работы экспертами в области современного кинопроизводства. Они способны применить свои знания в академической и образовательной сфере, на телевидении и в киностудиях, в журналистике, в рамках кинофестивального процесса.

Здесь тебе помогают продумать свою идею относительно фильма, режиссера, явления в кино, а не пытаются навязать «как надо».

В течение двух лет студенты изучают актуальные проблемы гуманитарного знания, проблемы современной эстетики, современную теорию образа, взаимодействие кинематографа с другими искусствами, историю и теорию кино, системы языка кино, сценарное дело и проблемы кинодраматургии. Также они совершенствуют умение устно и письменно анализировать кинотекст, учатся писать критические статьи в различных жанрах, осваивают идеологию фестивального процесса. Выпускники имеют возможность продолжить обучение в аспирантуре, например, в аспирантуре Российского института истории искусств (Зубовского), где работает часть преподавателей программы, и где магистранты профиля проходят практику.

Основные курсы профиля

Избранные труды преподавателей

  • Светлана Адоньева «Дух народа и другие духи» (СПб.: Пальмира, 2016. 404 с.)
  • Виктор МазинАлександр Погребняк «Незнайка и космос капитализма» (М.: Изд-во Института Гайдара, 2016. 320 с.)
  • Йоэль Регев «Невозможное и совпадение. О революционной ситуации в философии» (М.: Гиле пресс, 2016. 146 с.)
  • Виктор Мазин «Лакан в кино» (СПб.: Сеанс, 2015. 336 с.)
  • Йоэль Регев «Коинсидентология. Краткий трактат о методе» (СПб.: Транслит, 2015. 56 с.)
  • Нина Савченкова «Элементы поэтики психоанализа» (Ижевск: Ergo, 2014. 264 с.)
  • Артем Радеев «Ницше и эстетика» (СПб.: Гуманитарный центр, 2013. 304 с.)
  • Андрей Фоменко «Монтаж, фактография, эпос» (СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. 374 с.)

Отзывы выпускников

Алексей Бочаров, выпускник 2016 года
Рассказать что-то о программе? Мне нравилось, потому что процесс не касался классического киноведения или школьной кинокритики. Читали, смотрели и пытались думать, высказываться. Здесь тебе помогают продумать свою идею относительно фильма, режиссера, явления в кино, а не пытаются навязать «как надо».

Мария Грибова, выпускница 2017 года, сотрудник СПбГУ
«Ориентация на открытое, непредвзятое исследование и внимание к разным способам видеть (отражающееся на корпусе предлагаемых в рамках обучения текстов – от классической философской эстетики до постфеноменологии), и отличает нашу магистерскую программу от большинства образовательных программ».

Магистерские диссертации

  • Лилит Акопян (Санкт-Петербург, 2016, руководитель – Жамила Двинятина) «Особенности киноязыка Сергея Параджанова»
  • Алексей Бочаров (Екатеринбург, 2016, руководитель – Нина Савченкова) «Скука в кино как трансцендентально-эстетический опыт»
  • Александра Гиппиус-Литвинова (Санкт-Петербург, 2016, руководитель – Нина Савченкова) «Влияние видеоарта на современный авторский кинематограф: повествовательные структуры, телесность, тип героя»
  • Мария Грибова (Санкт-Петербург, 2017, руководитель – Нина Савченкова) «Фетишизация отсутствия: негативность в кинематографической репрезентации»
  • Анастасия Гущина (Санкт-Петербург, 2017, руководитель – Жамила Двинятина) «Репрезентации Холокоста в аудиовизуальной форме комикса»
  • Анастасия Демишкевич (Красноярский край, 2016, руководитель – Нина Савченкова) «Романная форма в современной медиакультуре»
  • Валерия Моторуева (Ставропольский край, 2017, руководитель – Нина Савченкова) «Постдокументальные стратегии в современном кинематографе»
  • Анастасия Прасолова (Курган, 2016, руководитель – Артем Радеев) «Поэтика сказочного в творчестве Маттео Гарроне»
  • Игорь Синельников (Краснодар, 2017, руководитель – Артем Радеев) «Художественно-политические стратегии квир-кино в современном социальном контексте»
  • Анна Тючкалова (Красноярский край, 2016, руководитель – Жамила Двинятина) «Полиэкран в современном кино»
  • Тун Чжан (Китай, 2017, руководитель – Нина Савченкова) «Художник как мыслитель: интеллектуальные конструкции в современном визуальном искусстве»
  • Юлия Южная (Ростов-на-Дону, 2017, руководитель – Жамила Двинятина) «Визуальный и вербальный аспекты в новой российской кинокомедии»

Как поступить?

Для поступления на программу необходимо подать документы и сдать вступительный экзамен. Подробная информация об алгоритме поступления, вступительных испытаниях, правилах подачи документов через личный кабинет и т.п. доступна на сайте Приемной комиссии СПбГУ.

Арт-критика
список курсов