Музыкальная критика

Первая в России магистерская программа, готовящая критиков, кураторов и экспертов в сфере академической музыки и музыкальной жизни, сотрудников редакционно-издательских отделов и пресс-служб музыкальных театров, концертных организаций и фестивалей.

Концепция программы связана с нетрадиционно широким пониманием «музыкальной критики» – как формы активности, сближающейся с кураторством. Учебный план ориентирован на подготовку специалистов, способных, помимо традиционных форм критической работы, инициировать, планировать и реализовывать проекты в рамках современных культурных институций – оперных и балетных театров, филармоний, концертных организаций, фестивалей.

Это лучшая школа в России, где учат писать об академической музыке и делать музыкальные проекты... Идеальное место для тех, кто не хочет терять время и намерен учиться реальной профессии.

Программа адресована специалистам и бакалаврам, обладающим знаниями в сфере академической музыки. Магистранты овладевают практическими навыками в Александринском театре и Академии молодых композиторов, на Дягилевском фестивале в Перми и фестивале «Золотая маска», фестивалях Earlymusic и reMusik, а также на ежегодном фестивале в Бард колледже. Выпускники магистратуры, помимо диплома СПбГУ, получают диплом Бард колледжа и имеют хорошие перспективы трудоустройства, связанные с острой нехваткой в отечественном культурном пространстве кадров соответствующей квалификации.

Василий Ефремов, руководитель Отдела по связям с общественностью Пермского театра оперы и балета
Мне лично уже трудно представить Дягилевский фестиваль без студентов магистратуры «Музыкальная критика». Еще сложнее – без премии «Резонанс», которую придумали и сделали выпускницы программы Анастасия Зубарева и Анна Инфантьева. Каждый год с учениками Ольги Борисовны Манулкиной мы рассказываем нашим зрителям о том, что происходит на Дягилевском фестивале: делаем интервью, пишем новости, публикуем небольшие рецензии. Выпускники программы, уже состоявшиеся музыкальные критики, Богдан Королек и Ая Макарова в этом году стали не только нашими авторами, но и ведущими Лаборатории современного зрителя. Могу с уверенностью сказать: впереди у нас еще много совместных проектов.

Татьяна Белова, начальник Литературно-издательского отдела Большого театра России
С магистрантами программы «Музыкальная критика» Большой театр знаком почти с ее рождения – с осени 2012 года. Многие из них активно пишут, переводят, редактируют статьи для буклетов, программок, сайта театра и разнообразных проектов, связанных как с оперой, так и с балетом. Авторов, умеющих лаконично, увлекательно и очень точно писать о музыке, всегда не хватает. Выпускники программы «Музыкальная критика» это умеют, и читать написанные ими статьи или записанные ими интервью – одно удовольствие.

Анна Петрова, начальник Издательского отдела Мариинского театра
Тексты магистрантов программы «Музыкальная критика» – в буклетах, постах в фейсбуке, рецензиях на «Кольте» – узнаваемы по нескольким абзацам. Пишущих отличает эрудированность, крепкая профессиональная подготовка, изящная ирония и жажда поделиться со слушателями своими соображениями. Авторы все разные, но для меня они – «одной крови», их учителя когда-то работали в «Коммерсанте», и, как следствие, научили своих студентов: факты проверять, авторитетам не доверять, писать емко, доступно и образно. Работать с такими коллегами приятно и весело.

Основные курсы программы

Избранные труды преподавателей

  • Ольга Манулкина «От Айвза до Адамса: американская музыка ХХ века» (СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2010. 784 c.)
  • Михаил Мищенко «Опыты мелософии. О непройденных путях музыкальной науки» (СПб.: Изд-во имени Н.И.Новикова, 2014. 532 с.)
  • Вадим Гаевский, Павел Гершензон «Разговоры о русском балете» (М.: Новое издательство, 2010. 292 с.)

Издания, подготовленные преподавателями, магистрантами и выпускниками

  • Новая русская музыкальная критика: 1993-2003: В 3 т. Т.1. Опера / Ред.-сост.: Ольга Манулкина, Павел Гершензон. М.: НЛО, 2015. 576 с.
  • Новая русская музыкальная критика: 1993-2003: В 3 т. Т.2. Балет / Ред.-сост.: Павел Гершензон, Богдан Королек. М.: НЛО, 2015. 664 с.
  • Новая русская музыкальная критика: 1993-2003: В 3 т. Т.3. Концерты / Ред.-сост.: Богдан Королек, Александр Рябин. М.: НЛО, 2016. 656 с.
  • Век «Весны священной» – век модернизма. М.: Большой театр, 2013.
  • Жерар Мортье. Драматургия страсти. Сезоны Мортье. Интервью. Эссе. СПб., 2016. 384 с.
  • Schola criticorum. Сборник работ магистрантов программы «Музыкальная критика». Факультет свободных искусств и наук СПбГУ. СПб., 2016.
  • Schola criticorum 2. Работы магистрантов программы «Музыкальная критика». Факультет свободных искусств и наук СПбГУ. СПб., 2017.

Отзывы выпускников

Ая Макарова, выпускница 2016 года, музыкальный критик
На первом курсе мне казалось, что я уже умею если не все, то довольно много: у меня был опыт работы, были некоторые знания, было умение внимательно и вдумчиво смотреть оперные спектакли. И дело, пожалуй, не в том, что дальше мне удалось узнать много нового. Главное, чему мне удалось научиться – это задавать правильные вопросы, ничего не принимать как данность, не полагаться на чужое мнение, всегда искать разгадки – вот чему учат на нашей программе. Мне кажется, это необходимо не только музыкальным критикам.

Анастасия Зубарева, выпускница 2014 года, куратор премии «Резонанс»
Это лучшая школа в России, где учат писать об академической музыке и делать музыкальные проекты. Только практика и полезная информация. Идеальное место для тех, кто не хочет терять время и намерен учиться реальной профессии.

Александр Рябин, выпускник 2014 года, музыкальный критик
Магистратура дала невероятно много всего: как можно слушать музыку, как ее смотреть, как она устроена, что было давно и что есть сейчас. Можно было писать как угодно, нисколько не ограничивать себя и каждый раз получать за написанное по справедливости. Никто из преподавателей не учил думать, как они, но каждый помогал учиться думать и воспринимать происходящее. И так, шаг за шагом под чутким руководством я научился многому. Представления о мире несколько раз успели пересобраться заново, а новые знания поступали бесперебойно. Нужно было не отставать и слушать. Меня как будто пересадили из медленно катящейся по бездорожью телеги с запряженной в нее лошадкой в космический корабль.

Магистерские диссертации

  • Лейла Аббасова (2016, руководитель – Владимир Орлов) «Гергиев и Прокофьев: стратегии продвижения композитора в Мариинском театре (1995 – 2015)»
  • Александра Воробьева (2017, руководитель – Елена Ходорковская, консультант – Павел Гершензон) «Балетные либретто 19 века: от нарратива к хореографическому тексту».
  • Наталья Гергиева (2017, руководитель – Наталья Огаркова) «Оперы и балеты Родиона Щедрина на Мариинской сцене: исполнение, критика, рецепция»
  • Филипп Дворник (2014, руководитель – Нина Савченкова) «Феномен оперы в кино: способы репрезентации»
  • Анна Инфантьева (2014, руководитель – Владимир Орлов) «Современная музыка в современной России: общество, экономика, культура»
  • Богдан Королек (2017, руководитель – Ольга Манулкина, консультант – Павел Гершензон) «Советский балет: в поисках архетипа (1918-1940)»
  • Ирина Кудрина (2014, руководитель – Елена Ходорковская) «Музыкальный театр в зеркале параллельной критики: форумы, блоги, комментарии»
  • Ая Макарова (2016, руководитель – Нина Савченкова) «Модели искусственной реальности в оперном театре Мартина Кушея»
  • Александр Малаховский (2016, руководитель – Ольга Манулкина) «На перекрестке классического и популярного: стратегии композитора, исполнителя и куратора в 2000-е – 2010-е»
  • Артем Мельник (2014, руководитель – Владимир Орлов, консультант – Павел Гершензон) «Оперно-балетный театр в России как культурное гетто»
  • Всеволод Митителло (2015, руководитель – Михаил Мищенко) «Мотивы сопротивления новациям в музыкантской среде (опыт инсайдерского наблюдения)»
  • Илья Попов (2017, руководитель – Елена Ходорковская) «Режиссерский оперный театр как территория культурного трансфера»
  • Александр Рябин (2014, руководитель – Ольга Манулкина) «Редукция вагнеровского мифа в современной массовой культуре»
  • Алина Ушакова (2017, руководитель – Наталья Федорова) «Постопера Хайнера Гёббельса: цифровой нарратив в сценографии»

Тексты магистрантов публикуются в буклетах Мариинского, Большого, Пермского и Екатеринбургского театров, на портале «Кольта», в газете «Коммерсант» и других медиа.

Кураторские проекты выпускников

  • Премия для музыкальных критиков «Резонанс»
  • Детский абонемент на Новой сцене Александринского театра
  • Балет «Дивертисмент короля» в Мариинском театре

Как поступить?

Для поступления на программу необходимо подать документы и портфолио. Подробная информация об алгоритме поступления, портфолио, правилах подачи документов через личный кабинет доступна на сайте Приемной комиссии СПбГУ.

Музыкальная критика
список курсов