Главная / Персоналии / Боборыкина Татьяна Александровна

Боборыкина Татьяна Александровна

Доцент кафедры междисциплинарных исследований в области языков и литературы, кандидат филологических наук

Училась в Оксфорде, преподавала русскую и английскую литературу в Венгрии, в Сегедском университете, вела курс по русской литературе в Бард колледже (США). Защитила диссертацию по теме «Драматургия Оскара Уайльда». Литературный консультант и переводчик целого ряда художественных фильмов, в частности фильмов Александра Сокурова «Скорбное бесчувствие» (1987; по пьесе Б.Шоу «Дом, где разбиваются сердца»), «Тихие страницы» (1994; по мотивам «Преступления и наказания» Ф.М.Достоевского).

Редактор и переводчик ряда изданий английской поэзии. Автор книги о Ч.Диккенсе «Художественный мир рождественских повестей Чарльза Диккенса» на русском (1996) и английском (1997) языках. Автор многочисленных предисловий к различным изданиям: «Оскар Уайльд. Саломея» (2007); «Марк Твен. Афоризмы» (2005); «Джордж Бернард Шоу. Афоризмы» (2003); «Оскар Уайльд. Парадоксы» (2002). Автор рецензий на балеты Б.Эйфмана, статей в российских и зарубежных изданиях о кинематографе А.Сокурова, театре и методиках преподавания. Автор предисловия и редактор книги «Борис Эйфман. Восхождение» (2005). Автор главы Boris Eifman’s Theater Enigma в американском сборнике Theater and Performance in Eastern Europe: The Changing Scene (2008). Автор исследования Dickens in Post Soviet Russia в американском издании Dickens Studies Annual (2012). Автор книги «Иное пространство слова» (2014, на русском и английском языках) о балетах Эйфмана по русской литературной классике, а также аналитических статей на различные темы.

Участник и докладчик многочисленных всероссийских и международных конференций на различные темы:

  • Международная конференция Японской ассоциации русистов: доклад «В поиске визуальной метафоры. Достоевский в пространстве визуальных искусств» Университет Софии, Токио, Япония, 2017, октябрь)
  • Открытая лекция «Диккенс и Достоевский: happy end как иллюзия» (Университет Киото, Япония, 2017, октябрь)
  • XXI Всероссийская научная конференция «Традиция и новаторство в литературе и искусстве»: доклад «Галактики означающих: "Белые ночи" Достоевского в интерпретации Лукино Висконти» (РГПУ имени А.И.Герцена, 2017, апрель)
  • Конференция «Достоевский и мировая культура»: доклад «Достоевский и Оскар Уайльд. Ближе, чем кажется» (Музей Достоевского, 2016, ноябрь)
  • Международная мультидисциплинарная конференция «Шекспир. Искусство прочтения»: председатель Программного комитета, доклад «Шекспировские мотивы в творчестве Оскара Уайльда» (СПбГУ, 2016, ноябрь)
  • Всероссийская научная конференция «Текст и контексты ("Чайльд Хэрольд" Байрона)»: доклад «А дальше ты, Италия» (МГУ, 2016, июнь)
  • Конференция «История литературы: типология и художественное взаимодействие»: доклад «Пиковая дама Пушкина. Соблазн тайны» (РГПУ имени А.И.Герцена, 2016, апрель)
  • Конференция Adaptation and Dance: доклад «Перевод литературы на язык балета: Анна Каренина  на сцене Эйфмана» (Университет Де Монтфорт, Англия, 2016, март)
  • IV Санкт-Петербургский международный культурный форум: модератор панельной дискуссии «Интеграционный потенциал балетного искусства» с Дианой Вишневой и Анной Лагуна (Санкт-Петербург, 2015, декабрь)
  • Международная  научная конференция «Запад есть Запад? Восток есть Восток?»: доклад «Восток и Запад в "смертельном поединке" Китайских опиумных войн второй половины XIX века, отраженный в творчестве Диккенса» (СПбГУ 2015, сентябрь)
  • Международная конференция «Достоевский и мировая культура»: доклад «Крутой поворот сюжета: Достоевский и Ричардсон» (Музей Достоевского, 2015, ноябрь)
  • Международная конференция «Иосиф Бродский: проблемы изучения творчества»: доклад «Точки пересечений. Бродский и Диккенс» (СПбГУ, 2015, май)
  • Всероссийская научная конференция «Диалог и взаимовлияние в межлитературном процессе»: доклад «Интертекстуальность пространств: ночь нежна в поэзии, прозе, балете» (РГПУ имени А.И.Герцена, 2015, апрель)
  • Международная конференция «Уважение к священному: между терроризмом и свободой слова»: доклад «Терроризм свободы» (СПбГУ, 2015, март)
  • Международная конференция «Мост между Востоком и Западом: турецкая и русская литература»: доклад Mewlana Jalaluddin Rumi. Points of Intersection (СПбГУ, 2014, сентябрь)
  • Международная научная конференция «Известные и неизвестные открытия ХХ века»: доклад «Движение идей в пространстве балетного постмодерна» (СПбГУ, декабрь, 2013, декабрь)
  • Общероссийская научная конференция «Западноевропейская и русская "новая драма" рубежа XIX-XX веков: проблематика, поэтика, пути сценического воплощения»: доклад «Новая драма на балетной сцене» (Академия театрального искусства, 2013, ноябрь)
  • Международная конференция «Компаративные исследования национальных культур. Эдгар По, Шарль Бодлер, Федор Достоевский и феномен национального гения»: доклад «Эдгар По по Эйзенштейну: реконструкция реконструкции» (СПбГУ, 2013, май)
  • Всероссийская научная конференция «Текст и контексты ("Портрет Дориана Грея")»: доклад «Эскиз к "Портрету": от Шекспира до Достоевского» (МГУ, 2013, июнь)

Монографии

  • Фокус на бесконечность: Эдгар По, Бодлер, Достоевский в пространстве Эйзенштейна. М.: НЛО, 2016.
  • Иное пространство слова. СПб., 2014 (на русском и английском языках).
  • The Artistic World of Dickens’s Christmas Books. St.Petersburg,1997.
  • Художественный мир рождественских повестей Чарльза Диккенса. СПб., 1996.

 Статьи

  • Галактика означающих: «Белые ночи» Достоевского в интерпретации Лукино Висконти // Традиция и новаторство. 2017. №21.
  • Оскар Уайльд и Достоевский. Ближе, чем кажется // Достоевский и мировая культура. 2016. №33.
  • Движение идей в пространстве балетного постмодерна – одно из открытий ХХ века // Известные и неизвестные открытия ХХ века. СПб., 2016.
  • Пиковая дама. Соблазн тайны // История литературы: типология и художественное взаимодействие. Вып.20. СПб., 2016.
  • The Secret Source of Humor In: Philology. 2017. No.2 (8).
  • Weaving the Motifs and Tunes. In: International Journal of Humanities and Social Science. 2016. Vol.6. No10.
  • Shakespeare or What You Will. In: Philology. 2016. No.6.
  • The Actual Problems in Philological Context or the Terrorism of Freedom In: Philology. 2016. No.5.
  • Интертекстуальность пространств: «Ночь нежна» в поэзии, прозе, балете // Материалы Всероссийской конференции. СПб., 2015.
  • Терроризм свободы // Информационно-аналитические материалы круглого стола 2015 года. СПб., 2015.
  • Достоевский и Ричардсон: крутой поворот сюжета // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. СПб., 2015.
  • Точки пересечений: Бродский и Диккенс // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. СПб., 2015.
  • Dickens in Post-Soviet Russia. In: Dickens Studies Annual. New York, 2012.
  • Иное пространство слова (о фестивале балетов Эйфмана) // Невское время. 2010, 27 февраля.
  • Boris Eifman’s Theater Enigma. In: Theater and Performance in Eastern Europe: The Changing Scene. Scarecrow Press, 2007.
  • Снежные звезды судьбы // Новые берега. 2005. №7.
  • Тяжкий плотный занавес у входа // Линия. 2001, январь.
  • В объятьях собственных страстей // Невское время.1998, 22 июля.
  • Трагическое движение идей // Балет. 1996.

Театральные проекты

  • A Dream Withia Dream (по творчеству Эдгара По), 2012.
  •  Your Devoted Friend ( по творчеству Оскара Уайльда),  2011.

Публичные лекции

  • Лекция о творчестве Дефо (Центр британской книги. Санкт-Петербург), 30 апреля 2010.
  • Dickens and Theater (Технологический институт Нью-Йорка, США), 8 апреля 2008.
  • Dickens in Russia (Городской университет Нью-Йорка, США), 1 апреля 2008.
Боборыкина Татьяна Александровна

Новости