Главная / Персоналии / Чечот Иван Дмитриевич

Чечот Иван Дмитриевич

Доцент кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, руководитель Центра искусствознания, кандидат искусствоведения

Автор более 40 научных работ. Руководитель Сектора истории и теории изобразительного искусства и архитектуры Российского института истории искусств РАН (с 1994). Преподаватель, доцент кафедры истории искусства Исторического факультета СПбГУ (1976-1997). Профессор Факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге. Вдохновитель и организатор «Ленинградского клуба искусствоведов» (1986), тесно связанного с неофициальным искусством того времени. Организатор художественной галереи Navicula Artis (1992). Приглашенный профессор Института истории искусств Венского университета (1997); Факультета культурологии Университета Виадрина во Франкфурте-на-Одере (1998). Представитель России во Всемирном комитете историков искусства, член Общества Макса Бекмана (Мюнхен).

  • Что такое рисование? Размышления по поводу рисунков Макса Бекмана ко второй части «Фауста» Гете // Международная биеннале графики «Калининград – Кенигсберг». Калининград, 2003. С.34-70.
  • Уорхол – иконописец // Энди Уорхол Симпозиум. СПб., 2001. С.63-79.
  • Готфрид Бенн. Дорический мир. Исследование об отношениях искусства и власти (1934) // ∑Y∑∑ITIA: Сборник статей памяти Юрия Викторовича Андреева. СПб., 2000. С.414-435 [перевод, подготовка текста, комментарий и послесловие].
  • Что такое рисование? Размышления по поводу рисунков Макса Бекмана ко второй части «Фауста» Гете. Метафизические исследования – XIII. СПб., 2000.
  • Витязь на распутье. Ансельм Кифер // Рассказы о художниках. СПб., 1999. С.171-198.
  • Заметки о Максе Бекмане // Пинакотека. 1999. №10-11. С.158-165.
  • Калининград & Кенигсберг (фотографии сохранившихся в Калининграде и его окрестностях немецких построек разного назначения с комментариями) // Пинакотека. 1999. №10-11. С.246-252.
  • Немецкое искусство в частных собраниях Москвы // Пинакотека. 1999. №10-11. С.176-189.
  • Петербург как сопротивление. К вопросу о петербургском стиле // Санкт-Петербург в конце XX века. Современная жизнь исторического города. СПб., 1999. С.7-27.
  • Der "Gestürzte" von Wilhelm Lehmbruck. Ein Essay zum Problem der Beschreibung und Ausdeutung // Festschirft für Christian Lenz. Von Duccio bis Beckmann. Frankfurt a. M., 1998.
  • Адрес сообщения и проблема понимания газетных статей о современном искусстве // Современное искусство и средства массовой информации. СПб., 1998. С.55-58.
  • Люки // Квадрат. 1998. №3. С.44-49.
  • О нагом теле в истории искусств и в фотографии // Странный человек. Странное тело: Navicula Artis. Тетрадь №1. СПб., 1998. С.17-23.
  • Петербург нуждается в расширении архитектурной палитры // На дне. 1998. №9 (42).
  • Юбилей Тимура Новикова // Людвиг II и Лебединое озеро. К выставке Т.П. Новикова. СПб., 1998.
  • Eindrücke und Gedanken eines russisch-baltischen Ästheten zu den Aquarellen von Friedland. Gulbransson Museum Tegernsee. 1997.
  • Вещь в себе или Кант для всех // Квадрат. 1997. №2. С.32-35.
  • Давайте жить без проекта великого будущего и не сожалея о прошлом // Час Пик. 1997. №152 (881). С.2.
  • ...и Пазырык, и Мондриан. По поводу одной выставки в Эрмитаже // Мир Петербурга. 1997. №1 (7). С. 58-59.
  • Книги и стихи. Опыт графомании и рассказы // Бухкамера. Книга и стихи. СПб., 1997. С.67-123.
  • Тити-мити пех-пих или несколько слов о роли денег в искусстве // Метафоры отрешения: каталог. Карлсруэ, 1996. С.168-176 [рус., нем.].
  • Что символизирует «символизм»? О больших музейных выставках // Мир Петербурга.1997. №2 (8). С.48-49.
  • Вильгельм Фрэнгер. Немецкие образцы русских лубков XVIII века // Народная картинка XVII-XIX веков. СПб., 1996. С.189-217 [ред., прим. и послесловие].
  • Натюрморты Макса Бекмана. Проблемы жанра // Искусство XX века. Вопросы отечественного и зарубежного искусства. Вып.5. СПб., 1996. С.132-245.
  • Обнаженная натура, ню, или проблематика тела // Субъектив. 1996. №4. С.4-9.
  • Грифелькунст. Судьба культурной инициативы одного учителя. Некоторые выставки общества Грифелькунст // Графика для всех. СПб.; Гамбург; Лангенхорн, 1994. С.110-132.
  • Один вопрос. Книга для чтения к выставке-путешествию Вадима Драпкина. СПб., 1994.
  • Три опыта искусства «чистой линии». Шмидт-Роттлуф, Аврамидис, Рюм // Графика для всех. СПб.; Гамбург; Лангенхорн, 1994. С.110-132.
  • Эгон Шиле. Заметки в кабинете // Поэзия и критика. 1994. №1. С.51-62.
  • Василий Кандинский. От религии к духовности. К вопросу о религиозных основах «революции современного искусства» // Русская культура 20-х годов XX века. СПб., 1992. 
  • Оттийорк А.К. Пространство импровизации. Рисунок, рельеф, графика: каталог выставки. СПб., 1992.
  • Беклин и русская культура XIX-XX веков. Иван Коневской // Зарубежные художники и Россия. Ч.II. СПб., 1991. С.51-64.
  • Творчество Ганса фон Маре. От классического искусства к современному // Проблемы изобразительного искусства XIX столетия. Вопросы отечественного и зарубежного искусства. Вып.4. Л., 1990. С.171-232.
  • К критике концепции модернизма у Ганса Зельдмайра в книге «Революция современного искусства» // Критика концепции современной буржуазной историографии. Л., 1987. С.221-231.
  • Корабль и флот в портретах Петра I. Риторическая культура и особенности эстетики русского корабля первой четверти XVIII в. // Отечественное и зарубежное искусство XVIII века. Основные проблемы. Вопросы отечественного и зарубежного искусства. Вып.3. Л., 1986. С.54-81.
  • Художественная культура Возрождения: духовно-содержательный аспект // Художественная культура в капиталистическом обществе. Л., 1986. С.34-42.
  • Гете и Генрих Вельфлин // Гетевские чтения.1984. М., 1986. С.158-183.
  • Барокко в славянских культурах. М., 1982. С.326-349. 
  • Барокко как культурологическое понятие. Опыт исследования К.Гурлита // Проблема классического искусства и барокко в работах Г.Вельфлина о художниках XVII и XVIII вв. // Проблемы искусствознания и художественной критики. Вопросы отечественного и зарубежного искусства. Вып.2. Л., 1982. С.51-108.
  • Теория «основных понятий истории искусства» Г.Вельфлина в критике и интерпретации Э.Панофского и Э.Винда // Вестник ЛГУ. 1982. Вып.2. №8, Серия «История. Язык. Литература». С.23-31.