Главная / Персоналии / Манулкина Ольга Борисовна

Манулкина Ольга Борисовна

Доцент кафедры теории и методики преподавания искусств и гуманитарных наук, кандидат искусствоведения

Доцент Санкт-Петербургской государственной консерватории, главный редактор научного журнала Opera musicologica. Окончила Консерваторию по специальности «Музыковедение» и защитила кандидатскую диссертацию под руководством профессора Людмилы Ковнацкой. Участник Программы Фулбрайта (Нью-Йорк, 2002). Cтипендиат Американского совета научных сообществ (ACLS, 1999, 2007) и Trust for Mutual Understanding (2005).

Член Союза композиторов Санкт-Петербурга (в 1999-2014 – член Правления), член экспертного совета Фонда Pro Arte, член жюри национальной премии «Золотая маска» (2007, 2010, 2012). В 1995-2002 годах – музыкальный обозреватель газеты «Коммерсант» и в 2003-2009 – журнала «Афиша». Куратор «Американского сезона в Петербурге» (2008).

Автор монографии «От Айвза до Адамса: американская музыка ХХ века» (2010), научных статей и переводов, в том числе: «Жизнь Шостаковича, рассказанная современниками» Э.Уилсон (2006) и более 500 музыкально-критических публикаций. Автор-составитель (совместно с П.Гершензоном) сборника «Новая русская музыкальная критика: 1993-2003» (т.1, «Опера», 2015). Выступала с докладами на конференциях в Принстоне, Питтсбурге, Дублине, Левене (Бельгия), Риме, Дареме (Великобритания).

Сфера научных интересов: музыка ХХ века, музыка США, русско-европейские и русско-американские музыкальные связи, история и современная практика музыкального театра, опера барокко, Стравинский.

Книги

  • От Айвза до Адамса: американская музыка ХХ века. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2010. 784 c.
  • Американские композиторы ХХ века. СПб.: СПбГК, 2007.

Статьи

  • Le Sacre как idée fixe // Век Весны священной – век модернизма. М., 2013 (в соавторстве с П.Гершензоном) [ред.-сост.].
  • Джон Кейдж и история американской музыки // Научный вестник Московской консерватории. 2013. №2.
  • Русская революция Леонарда Бернстайна // С.П.Дягилев и современная культура. Пермь, 2013.
  • Стравинский. Перекрестки // Шостакович в Ленинградской консерватории: 1919-1930: В 3 т. Т.3. СПб., 2013.
  • Американская музыка в советской критике 1920-х и 1930-х // Opera musicologica. 2012. №3 (13).
  • Джон Кейдж: паломничество в страну Востока // Известия РГПУ имени А.И.Герцена. 2012. №146.
  • Кейдж с нами (к 100-летию Джона Кейджа) // Музыкальное обозрение. 2012. №11.
  • Опера в эпоху высоких технологий: документальный видеотеатр Стива Райха // Критика. Музыкознание. Современные аспекты. СПб., 2012.
  • Стравинский об Америке: композиторы США в русских «Диалогах» // Север в традиционных культурах и профессиональных композиторских школах. Петрозаводск, 2012.
  • Колумб советского музыкознания // Голос человеческий: к столетию со дня рождения В.Дж.Конен. Воспоминания. Письма. Статьи. М., 2011.
  • Композиция для ритмикона и четырех модернистов // Opera musicologica. 2011. №3-4 (9-10). С.151-166.
  • Три балета Аарона Копланда // Вестник Академии русского балета имени А.Я.Вагановой. 2011. №2 (26).
  • Переписка с Н.Л.Слонимским (вступительная статья и комментарии) // Памяти Михаила Семеновича Друскина. Кн.II. Из переписки. СПб., 2009.
  • Stravinsky в Новом Свете: 1920-е // Стравинский в контексте времени и места. М., 2006.
  • Рождественская оратория «El Nino» Джона Адамса // Жизнь религии в музыке. СПб., 2006.
  • Самое актуальное из искусств? Оперы Джона Адамса // Критика. Публицистика. Страницы истории. СПб., 2006.
  • Читать ушами // Шенбергер Э. «Искусство жечь порох». СПб., 2006.
  • Рецензия в общеполитических СМИ // Музыка и журналистика. Петрозаводск, 2005.
  • Ballo Russo в дягилевских Ballets Russes // Русско-итальянские музыкальные связи. СПб., 2004.
  • Призраки Версаля: образ французской музыки эпохи Людовика XIV в «Спящей красавице» Чайковского // Русско-французские музыкальные связи. СПб., 2004.
  • Петер Адрианс; Корнелис де Бондт; Тристан Кёрис; Тон де Леу // Pro голландскую музыку. СПб., 2003.
  • Закрытие Америки. История первая: Генри Кауэлл // Вестник молодых ученых. 2001. №4.
  • Театр начинается с ложи // Коммерсант. 2000. №22.
  • Байройтский фестиваль на пороге третьего тысячелетия // Аудиомагазин. 1998. №6.
  • О «Петербургском ноктюрне» десять лет спустя // Музыкальная академия. 1997. №1.
  • Очаровательные сюжеты и развлекательные интермедии (история мадригальной комедии) // Мариинский театр. Окно в Европу. 1995 №12.
  • Композитор и фольклор: фантазия на английские темы // Музыка Севера. Петрозаводск, 1994.
  • Постоянство веселья и грязи: о вокальном цикле Леонида Десятникова «Любовь и жизнь поэта» на стихи Д.Хармса и Н.Олейникова // Арс. Тематический выпуск «Бездна». 1992.

Статьи на иностранном языке

  • Leonard Bernstein’s 1959 Triumph in the Soviet Union. In: Reassessing Stravinsky's Le Sacre du Printemps, 1913/2013. Indiana University Press, 2014.
  • Dornrschen. In: Aus dem Russischen von Lucinde Braun. Mitteilungen der Tschaikowsky-Gesellschaft. 2006. 13.
  • The Rite of Beauty: an introduction to the music of Leonid Desyatnikov. In: Tempo. April. 2002. No.220.

Редактирование

  • Новая русская музыкальная критика: 1993-2003: В 3 т. Т.1-3. М.: НЛО, 2015-2016 (в соавторстве с П.Гершензоном) [ред.-сост.].
  • «Стравинский» // Век «Весны священной» — век модернизма. М.: Большой театр, 2013 [автор-сост.].
  • Музыканты и меценаты: Фонд Гартов // Новый мир искусства. СПб., 2012 (в соавторстве с В.Бибиновой, А.Митрофановым[ред.].
  • Друскин М.С. Собрание сочинений. Т.4: Игорь Стравинский. СПб.: Композитор, 2009 (в соавторстве с Л.Ковнацкой, Л.Адэр, Н.Брагинской) [ред.].

Рецензии

(избранный список)

  • «Доктор Атомный» Джона Адамса в Финской национальной опере // Мариинский театр (окно в Европу). 2012. №1-2.
  • Gesamtkunstwerk состоялся: «Зигфрид» и «Гибель богов» в Мариинском театре // Петербургский театральный журнал. 2003. №1.
  • Двадцатый век в Метрополитен // Петербургский театральный журнал. 2003. №1.
  • Валгалла в натуральную величину: тетралогия «Кольцо нибелунга» в Финской национальной опере // Петербургский театральный журнал. 2001. №4.
  • Валькирии прилетели // Петербургский театральный журнал. 2001. №3.
  • Сергею Дягилеву – 125 лет: комментарии к мифу // Коммерсант. 1997, 29 марта (в соавторстве с К.Долининой и П.Гершензоном).
  • Что мы знаем о Дмитрии Шостаковиче? // Коммерсант. 1996, 28 сентября.

Переводы

  • Пирс П. Из дневника путешествий // Русско-британские музыкальные связи. СПб., 2009.
  • Кейдж Дж. Кто из нас вел машину? // Новый мир искусства. 2006. №1 [предисловие и перевод фрагментов статьи Дж.Кейджа «О Роберте Раушенберге, художнике и его творчестве»].
  • Уилсон Э. Жизнь Шостаковича, рассказанная современниками. СПб.: Композитор, 2006.
  • Музыкальный хронограф и комментарии // Сеанс: новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. 2002. Т.4 (в соавторстве с О.Скорбященской).
  • Desyatnikov Leonid, Kovnatskaya Lyudmila, Pakhmutova Alexandra, Petrov Andrey, Popov Alexandr, Sergeeva Tat’yana (rev.) // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 2nd ed. London: Macmillan Reference, 2000.
  • Тарускин Р. Шостакович и мы // Шостакович: между мгновением и вечностью. Документы, материалы, статьи. СПб., 2000.
  • Фэй Л. Возвращаясь к «Свидетельству» // Шостакович: между мгновением и вечностью. СПб., 2000.
  • Фэй Л. Шостакович против Волкова: чье «Свидетельство»? // Шостакович: между мгновением и вечностью. СПб., 2000.
  • Фэннинг Д. Современный мастер до мажора // Шостакович: между мгновением и вечностью. СПб., 2000.
  • Бартлет Р. Шостакович и Чехов // Д.Д.Шостакович. Сборник к 90-летию со дня рождения. СПб., 1996.
  • Роузберри Э. Возвращенный долг? Дань Бриттену в позднем творчестве Шостаковича // Д.Д.Шостакович: Сб. к 90-летию со дня рождения. СПб., 1996.
  • Фэй Л. Шостакович, ЛАСМ и Асафьев // Д.Д.Шостакович: Сб. к 90-летию со дня рождения. СПб., 1996.
  • Franghiz Ali-Zadeh, Tat’yana Chudova, Eleonora Eksanihvili, Irina Elcheva, Sofya Gubaydulina, Zara Levina, Lyudmila Lyadova, Zhanneta Metallidi, Alexandra Pakhmutova, Tat’yana Sergeeva, Nathela Svanidze, Tat’yana  Voronina, Gaziza Zhubanova // The New Grove Dictionary of Women Composers. London: Macmillan. New York: W.W.Norton, 1994.

Учебно-методические работы

  • Музыкальная культура народов мира (США). Учебная программа. СПб., 2014.
  • Опера барокко. Учебная программа. СПб., 2014.
  • Современная зарубежная музыка. Учебная программа. СПб., 2014.
  • Джордж Гершвин. Учебное пособие. СПб., 2010.
  • Музыкальная культура США ХХ века. Учебное пособие. М., 2007 [разделы: А.Копланд, Дж.Адамс, Р.Эшли «Телеоперы», Дж.Харбисон «Великий Гэтсби», Э.Дэвис «Икс. Жизнь и времена Малколма Икс», С.Райх «Пещера», Тан Дун «Чай»].