Главная / Персоналии / Мищенко Михаил Петрович

Мищенко Михаил Петрович

Доцент кафедры теории и методики преподавания искусств и гуманитарных наук, кандидат искусствоведения

Доцент Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова. Окончил Консерваторию по специальностям «Музыковедение» и «Орган» (1993). В 1997 окончил аспирантуру Консерватории и защитил кандидатскую диссертацию о творчестве шведского композитора В.Стенхаммара под руководством профессора Л.Ковнацкой. Игре на органе обучался у Ю.Семенова и Т.Чаусовой, стажировался у Х.Давидссона (Гетеборг, Швеция). Стипендиат Американского совета научных сообществ (ACLS, 2009). Автор 70 работ по музыкальному искусству, в том числе монографий «Три трактата о Сезаре Франке» (1999), «Приношение Глазунову» (2006), «Опыты мелософии. О непройденных путях музыкальной науки» (2014). Инициатор и исполнитель концертных циклов скандинавской, британской, австрийской, швейцарской музыки в городах России, Беларуси, Казахстана. Исполнитель российской премьеры органной драмы в трех вечерах Messis («Время жатвы») датского композитора Р. Ланггора (Санкт-Петербург, 2007-2008). Обладатель первого в России Почетного диплома Общества Элгара (Великобритания) за исполнение и пропаганду музыки Э.Элгара (2012).

Монографии

  • Опыты мелософии. О непройденных путях музыкальной науки. СПб.: Изд-во им.Н.И.Новикова, 2014.
  • Приношение Глазунову. К 140-летию со дня рождения А.К.Глазунова (1865-1936). Очерки. Серия Studia et Fantasia. CПб.: Культинформпресс, 2006.
  • Три трактата о Сезаре Франке. Очерки. Серия Studia et Fantasia. CПб.: Культинформпресс, 1999.

Учебно-методические пособия

  • Музыкальная историография. Учебное пособие. СПб., 2009. 50 с.
  • Из истории моцартоведения. Учебное пособие по курсу западноевропейской музыкальной историографии: о старых мифах и новых предрассудках моцартоведения; о письмах, о Констанце. СПб., 2005. 46 с.

Переводы

  • Карл Нильсен. Живая музыка. СПб.: Культинформпресс, 2005. 127 с. [предисловие, примечание].
  • Рональд Стивенсон. Парадокс Падеревского. СПб.: Культинформпресс, 2003 (в соавторстве с А.Щигорец) [общ. ред., вступ. ст.].

Статьи

  • «Весна» con tempo // Международный фестиваль балета «Век “Весны священной” – век модернизма». М., 2013. С.65-71.
  • «Икт. “–”». Неопубликованная статья И.А.Браудо // Традиции органной школы Санкт-Петербургской консерватории: избранные материалы конференций (2009, 2011). СПб., 2012. С.7-12.
  • По прочтении Григория Соколова // Musicus. 2012. №3 (31). С.37-38.
  • Падеревский о tempo rubato // К 200-летию со дня рождения Шопена и Шумана. СПб., 2011. С.109-123.
  • Характер или скорость? (Об одном историческом недоразумении) // Opera musicologica. 2011. №3-4 (9-10). С.33-60.
  • О героях нашего времени // Opera Musicologica. 2010. №4. С.20-69.
  • О движении органиста и образе звучания // Органное искусство. Избранные материалы конференций «Гнесинские органные чтения». Вып.1. М., 2010. С.168-172. 
  • О смысле мотива b-a-c-h (из опытов мелософии) // Opera Musicologica. 2010. №1 (3). С.18-35.
  • Гений Янсонса, симфония Янсонса // Musicus. 2009. № 3 (16). С.61-63.
  • Из англо-русских музыкальных встреч (два очерка) // Русско-британские музыкальные связи. СПб., 2009.
  • О «варяжских песнях» Римского-Корсакого, или О композиторе слушающим // Н.А.Римский-Корсаков. Исследования и материалы. СПб., 2009. С.124-146.
  • Виллем Менгельберг все еще с нами? Не-полемические заметки // Pro голландскую музыку. СПб., 2003. С.337-355.
Мищенко  Михаил  Петрович