Главная / Персоналии / Орлов Владимир Сергеевич

Орлов Владимир Сергеевич

Доцент кафедры теории и методики преподавания искусств и гуманитарных наук, Ph.D. in Musicology (Кембриджский университет)

Получил первое образование как пианист (Кировский колледж искусств, 1998), затем – как органист и музыковед (Нижегородская консерватория, 2003) в классе доктора искусствоведения, профессора Т.Н.Левой. В студенческие годы давал органные концерты в России и в Германии, а также получал награды на студенческих конкурсах в области музыковедения (первое место на Всероссийском конкурсе в Академии музыки имени Гнесиных, второе место и диплом на конкурсе имени А.Н.Скрябина). С 2003 по 2005 год обучался в аспирантуре Государственного института искусствознания (Москва) в классе доктора искусствоведения, профессора С.И.Савенко. В 2005 году выиграл стипендию по программе Фулбрайта (первое место среди российских участников) и получил возможность поработать в Библиотеке Конгресса (Вашингтон, США). После этого, став стипендиатом программы Gates Cambridge Trust и ORS Award (полное финансирование докторантуры) поступил в докторантуру Кембриджского университета (Великобритания), Клэр колледж, класс профессора Марины Фроловой-Уокер. В 2010 году защитил диссертацию «Советские кантаты и оратории С.Прокофьева в социокультурном контексте времени».

Выступал с лекциями и конференционными докладами в США, Великобритании, России и других странах Европы. Научные интересы включают различные области истории отечественной музыки (XIX век, fin-de-siècle, советская и постсоветская музыка, рок музыка), с недавнего времени – музыку и психологию, а также проблемы музыкального образования. Активно участвовал в различных академических и внеакадемических проектах, мастер-классах и воркшопах в Великобритании и России. Выигрывал гранты и участвовал в проектах Факультета свободных искусств и наук СПбГУ, РГНФ, Министерства культуры и других. Имеет ряд публикаций в академических изданиях и рецензируемых журналах (на русском и английском языках). Выступает как эксперт в журналах и некоторых образовательных и коммерческих организациях.

С 2006 по 2012 год занимал руководящие должности (президент, попечитель, председатель Попечительского совета) в Русском обществе Кембриджского университета, основанного В.Набоковым в 1920-е годы. В рамках данной миссии организовал около 100 концертов и культурных мероприятий: концерты Александра Ивашкина, Алисы Фирсовой, Юрия Полубелова и многих других знаменитых отечественных музыкантов, а также Бориса Гребенщикова (неоднократно в Кембридже и Лондоне, Royal Albert Hall), Nabokov Essay Competition и многих других. Выступал на телевидении и в печати, в том числе на дебатах в Кембридже (Robinson College, 2007; Trinity College, 2008) и Лондоне (Высшая школа экономики, 2011), в которых всегда побеждал. В 2011 году за свою деятельность был удостоен фамильным титулом Lord of the Manor.

С 2007 года начал преподавать в Клэр колледже Кембриджского университета. С 2012 года работает на Факультете свободных искусств и наук СПбГУ. Член нескольких профессиональных организаций (в том числе American Musicological Society), участвует в экспертизе ряда фондов и изданий (в частности, Journal of Musicology), в 2014-2015 году возглавлял Совет молодых ученых Факультета.

Награды и отличия
(избранный список)

  • 2006-2010 Gate Cambridge Scholarship и Overseas Award (полная стипендия для докторантуры Кембриджского университета)
  • 2005-2006 Стажировка Фулбрайт (первое место среди российских участников)
  • 2005 Первое место на конкурсе за лучшую научную работу, опубликованную молодым ученым (Государственный институт искусствознания, Москва)
  • 2002, 2005 Второе место и приз на Первом и Втором конкурсах молодых музыковедов имени А.Н.Скрябина (Скрябинский мемориальный музей, Москва)
  • 2002 Первое место на конкурсе за лучшую работу в области музыкознания (Академия имени Гнесиных, Москва)
  • Prokofiev and the Myth of the Father of Nations: The Cantata Hail to Stalin. In: Journal of Musicology. 2014. Vol.30, issue 4. P.577-620 (Republished: Three Oranges Journal. 2014. No.26. P.16-25).
  • Russia: Music Education. In: Nadiya Ivanenko (ed.). Education in Eastern Europe and Eurasia. London, 2014. P.103-26.
  • Soviet Jazz and Prokofiev's 1947 Cantata Flourish Mighty Land. In: Three Oranges Journal. 2014. No.27. P.2-12.
  • Прокофьев и «советский джаз»: кантата «Расцветай, могучий край» // Музыка в культурном пространстве Европы  России. События. Личность. История. СПб., 2014. С.275-298.
  • Shostakovich and Soviet Eros: Forbidden Fruit in the Realm of Communal Communism. In: Alexander Ivashkin, Andrew Kirkman (eds.). Contemplating Shostakovich: Life, Music and Film. London, 2011. P.191-206.
  • Book Review of Joost Van Baak’s The House in Russian Literature: A Mythopoetic Exploration. In: Modern Language Review. 2010. Vol.105. P.617-618.
  • Prokofiev and the Myth of Revolution: The Cantata for the Twentieth Anniversary of the October Revolution. In: Prokofiev Studies Journal. 2007. No.13. P.14-22.
  • Метафизика смерти в творчестве А.Скрябина // Аспирантский сборник Государственного института искусствознания. М., 2005.С.3-26.
  • Традиции символизма в последующих поколениях ХХ века: С.С.Прокофьев // Теория художественной культуры». Вып.8. М., 2005. С.367-381.
  • Феноменология любви А.Скрябина // Ученые записки. Вып.5. М., 2005. С.185-96.
  • Мифологические версии русской истории» в творчестве С.С.Прокофьева // Отечественная музыка от Глинки до постмодерна. Нижний Новгород, 2004. С.72-84.
  • Прокофьев и «официальное искусство»: «Кантата к 20-летию Октября» // Материалы всероссийского конкурса научных работ студентов в области музыковедения. М., 2004. С.72-100.
  • С.Прокофьев и эстетика советских массовых празднеств // Искусство ХХ века: элита и массы. Нижний Новогород, 2004. С.18-29.
  • Смерть в аспекте русской ментальности: эсхатология серебряного века // Актуальные проблемы высшего образования. Нижний Новогород, 2004. С.229-242.
  • «Чужие темы» в творчестве Рахманинова // Своё и чужое в европейской культурной традиции: литература, язык, музыка». Нижний Новгород: Австрийская библиотека НГЛУ, 2000. С.319-321.
Орлов  Владимир  Сергеевич