Главная / События / Анонсы / Открытая лекция Ольги Егоровой

Открытая лекция Ольги Егоровой

В рамках Семинара по правам человека совместно с семинаром «Дискуссии о современном искусстве» открытая лекция Ольги Егоровой (Цапля) и кинопоказ (ул.Галерная, 58-60, ауд.223).

Ольга Егорова (Цапля) родилась в Хабаровске, живет в Санкт-Петербурге. Окончила Институт живописи, ваяния и зодчества. В 1995 году вместе с Натальей Першиной-Якиманской (Глюкля) основала арт-группу «Фабрика найденных одежд» (Factory of Found Clothes). Кинопроекты ФНО, среди которых «Памяти бедной Лизы» (1996), «Записки идеальному возлюбленному» (1998), «Торжество хрупкости» (2002), «Погружение» (2002), «Звуки музыки» (2003), «Трамвай желание» (2004), Scarlet Sales (2006), «Три матери и хор» (2007), «Утопический профсоюз безработных» (2010) и др., удостоены множества наград различных международных кинофестивалей.

«Перестройка – Зонгшпиль. Победа над путчем» (2008)

Авторы проекта: рабочая группа «Что Делать?» (Ольга Егорова – Цапля; Дмитрий Виленский; Наталья Першина – Глюкля; Николай Олейников; режиссер – Ольга Егорова (Цапля); композитор – Михаил Крутиков; авторы сценария – Ольга Егорова (Цапля), Дмитрий Виленский и Наталья Першина (Глюкля)).

Проект посвящен ключевому эпизоду перестройки в Советском Союзе. Действие фильма разворачивается в августе 1991 года, после победы над путчем. В этот день небывалого народного подъема казалось, что демократия в нашей стране победила окончательно, и народ сможет и должен построить новое, справедливое общество. Каким оно виделось нашим героям? Это мы и пытались проанализировать в фильме.

Фильм построен как античная трагедия, его действующие лица: герои и хор. Герои – это пять ключевых персонажей, рожденных перестройкой, обладающих особым видением своей роли в истории: демократ, бизнесмен, революционер, националист и феминистка. Они действуют и мечтают, анализируют свои поступки, свое место в обществе и свое видение политического развития страны. Хор представляет собой воплощение общественного мнения, дающее моральную оценку, нашим героям, и который предвидит их дальнейшую судьбу, как бы глядя из современности.

Фильм посвящен анализу специфической композиции сил этого важнейшего исторического момента современности, критике политической наивности и о трудности людей совместно реализовывать свое видение будущего. Сценарий фильма основан на анализе документов и исторических свидетельств эпохи перестройки.
 
«Три матери и хор» (2007)

«Фильм Глюкли и Цапли "Три матери и хор" посвящен, в первом приближении, проблеме воспитания, непростым отношениям матери и ребенка. Тема, казалось бы, для какой-нибудь душещипательной телепередачи или ток-шоу. Фильм, однако, бесконечно далек от лицемерной благонамеренности подобного рода зрелищ. Он несет в себе подлинную человеческую боль, подлинные противоречия и конфликты. Элементы брехтовской театральной эстетики, наряду с другими приемами, задействованными художницами, превращают "семейный роман невротичек", если перефразировать Фрейда, в модель общества в целом, а произведение — в инструмент его критического исследования.

Драматургия фильма строится на аудио-визуальном контрапункте. На одном экране три молодые женщины поочередно рассказывают свои истории, которые можно назвать "я и ребенок" и которые сразу же обезоруживают своей достоверностью. Это мучительные истории, почти исповеди (особенно первая). Крупный план, неподвижная камера, а главное — сбивчивая, доверительная речь, с трудом пробивающаяся к некоей смутной экзистенциальной истине или травме, направлены на устранение дистанции, мгновенно приковывают к себе, заставляют сопереживать. Но одновременно на втором экране мы видим хор, который перебивает, комментирует происходящее, задает вопросы, дает советы, выносит моральные суждения. Характерно, что хор этот, в отличие от хора греческой трагедии, не монолитен, он распадается на множество оспаривающих друг друга, противоборствующих голосов». Александр Скидан