Главная / События / Анонсы / Воспроизведение как произведение искусства

Воспроизведение как произведение искусства

Конференция «Воспроизведение как произведение искусства» (ул.Галерная, 58-60, ауд.152).

За время, прошедшее с момента публикации классической работы Вальтера Беньямина «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» (1936), исследование эффектов репродуцирования, тиражирования, повтора вкупе со всеми их политическими, социальными и эстетическими импликациями оформилось в один из магистральных сюжетов современной философской и художественно-критической рефлексии и художественной практики. Между тем, «воспроизведение» как понятие, взятое во всем богатстве своих теоретических и исторических коннотаций, не исчерпывается ни новыми техниками производства и воспроизводства искусства, ни концептуальными стратегиями, намеченными Беньямином.

Двуединая задача настоящей конференции заключается в том, чтобы двинуться от момента времени, в котором остался Беньямин, «вперед» – к судьбе беньяминовского наследия в современной культуре и «вширь» – к пониманию «воспроизведения» как одной из базовых констант искусства, его порождения, бытования, оценки и интерпретации.

Это движение организовано как междисциплинарный диалог. В нем участвуют философы, продумывающие идеи Беньямина в контексте новых интеллектуальных и эстетических практик; искусствоведы и художественные критики, для которых «воспроизведение» как проблема истории и теории искусства выступает в окружении таких традиционных понятий и стоящих за ними реалий, как подлинник и репродукция, оригинал и копия, текст и интерпретация, модель и реплика; наконец, те, кто делает искусство – кинорежиссеры, звукооператоры, композиторы, превращающие технические ресурсы в источник новых художественных задач.

Программа конференции

11 ноября

  • 10:00 Открытие конференции
  • 10:15 Сергей Фокин (СПбГУ) «Произведение, воспроизведение, переведение: оригинал и его двойник в критике Вальтера Беньямина»
  • 10:45 Артем Радеев (СПбГУ) «Вальтер Беньямин и производство эстетического»
  • 11:15 Александр Погребняк (СПбГУ) «Эстетика и экономика воспроизведения: от Вальтера Беньямина до Жана Бодрийяра»

Кофе-брейк

  • 12:30 Анатолий Рыков (СПбГУ) «Вирулентность подлинности, коррупция репродуцирования. Вальтер Беньямин и современные теории фашизма»
  • 13:00 Виктор Зацепин (Москва) «Вальтер Беньямин и современные теории истории искусств»
  • 13:30 Нина Савченкова (СПбГУ) «Повторение как техника аффекта. К особенностям письма Вальтера Беньямина»

Перерыв

  • 16:00 Александр Степанов (СПбГУ и Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина). «Почему я предпочитаю работать с репродукциями»
  • 16:30 Филипп Федчин (СПбГУ) «О трансформации экфрасиса в эпоху репродукции: Уолтер Патер и Бернард Беренсон»
  • 17:00 Мария Чернышева (СПбГУ) «Фоторепродукции картин в XIX веке. Несколько комментариев к книге Стефана Банна "Параллельные линии"»
  • 17:30 Илья Архипенко (Санкт-Петербург) «Фотографирование и издание скульптуры. СССР и постсоветская Россия»
  • 18:00 Мария Харитонова (СПбГУ) «Диалектика найденного образа в творчестве Герхарда Рихтера.

12 ноября

  • 10:00 Ольга Давтян (СПбГУ) «Театр на экране: от копирования к психологическому документу»
  • 10:30 Китти Хантер-Блэр Стидворси (Лондон, Великобритания) «Голос и образ: повторение в произведении»
  • 11:00 Жамила Двинятина (СПбГУ) «Воспроизведение элементов живописи как принцип Тарковского»
  • 11:30 Дору Поп (Клужский университет имени Бабеша-Бойяи, Клуж, Румыния) «Репрезентация и реализм в румынском кинематографе Новой волны»

Кофе-брейк

  • 12:30 Александр Королев (СПбГУ) «Рубенс "повторяет" Тициана. "Праздник Венеры"»
  • 13:00 Иван Саблин (СПбГУ и РИИИ) «Рубенс на пиру у царя Ирода: две версии одной картины»
  • 13:30 Иван Чечот (СПбГУ и РИИИ) «Феномен Вернера Тюбке. Старое мастерство и новое содержание или наоборот?»

Перерыв

  • 16:00 Михаил Мищенко (СПбГК) «О несбывшемся авторе: от композитора к исполнителю« (при участии: Бориса Баринова, альт и Андрея Иванова, виолончель)
  • 16:30 Владимир Орлов (СПбГУ) «"Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным" С.Прокофьева: воспроизведение травматического опыта»
  • 17:00 Елена Ходорковская (СПбГУ) «Концепт музыкального произведения в практике "исторически информированного исполнительства"»
  • 17:30 Владимир Раннев (СПбГУ) «"P est na. iss O ex glo æ"» Владимира Раннева – невоспроизведение как произведение.

13 ноября

  • 10:00 Дмитрий Захаров (НИУ ВШЭ, Москва) «В.Беньямин и Э.Юнгер: Кинематограф маска нового времени»
  • 10:30 Андрей Буров (ВГИК, Москва) «Воспроизведение между подражанием и повторением»
  • 11:00 Алексей Медведев (Москва) «Сгорающая пленка в "Персоне" Ингмара Бергмана: возвращение ауры»
  • 11:30 Эдгар Бартенев (Санкт-Петербург) «Роли "авторов" в период вирусной кинорепродуктивности: дилетантизм творца как создателя иллюзорной штучности и профессионализм постановщика как фальсификатора подлинности»

Кофе-брейк

  • 12:30 Анастасия Ткалич (РИИИ) «Воспроизведение как метод киноповествования: фильм Шарля Декекелера Impacience (1928)»
  • 13:00 Кирилл Василенко (Москва) «Архитектура звукового тела фильма и техническая дистанция воспроизведения»
  • 13:30 Яна Комогорцева (СПбГУ) «Охранение и аллегорическое прерывание в осуществлении историчности»
  • 14:00 Елена Сибирцева (СПбГУ) «Воспроизведение видеоматериалов в современном отечественном и зарубежном кино нулевых»
  • 14:30 Максим Гудков (СПбГУ) «Проблема воспроизведения в искусстве актера: "каждый раз как в первый раз"»
  • 15:00 Закрытие конференции

Фуршет