Главная / События / Календарь / Симпозиум по экспериментальным исследованиям языка и речи

18-19 декабря
2015

календарь событий

Симпозиум по экспериментальным исследованиям языка и речи  

Третий международный зимний симпозиум по экспериментальным исследованиям языка и речи The Night Whites Language Workshop (ул.Галерная, 58-60, ауд.148, 152).

Симпозиум традиционно объединяет исследователей, работающих в самых различных научных областях, которые так или иначе связаны с изучением языка и речи – их развития и патологии, биологических и психических механизмов. К таким областям относятся психолингвистика и нейролингвистика, компьютерное моделирование языковых процессов и экспериментальная фонетика, психофизиология и патофизиология речевой функции, а также другие. Изначально симпозиум был задуман как площадка, которая позволит донести результаты опыта инновационной деятельности и научно-технических достижений СПбГУ до международной аудитории, что, в свою очередь, не только повысит престиж научной и образовательной деятельности Университета, но и будет способствовать обмену знаниями и методиками.

В этот раз симпозиум был построен вокруг четырех ключевых спикеров, доклад каждого из которых задавал определенное тематическое направление. Так, выступление известного немецкого психолингвиста, директора Потсдамского института по исследованию мультилингвизма профессора Харальда Клазена (Германия) было посвящено результатам изучения возможностей мозга, которые проявляются в контексте выбора между различными, но сходными по смыслу словами и выражениями в момент говорения. В своем выступлении профессор Клазен рассмотрел природу морфологического кодирования и сложного выбора на примере английского и немецкого языков. Еще одним ключевым спикером первого дня симпозиума стала профессор Университета Осло Ханне Симонсен (Норвегия), доклад которой затрагивал проблему оценки лексического развития детей-билингвов. Как и другие исследователи, профессор Симонсен отметила различие в развитии детей-билингвов и их моноязычных сверстников, в частности тот факт, что билингвов отличает меньший словарный запас. Однако это наблюдение справедливо, если словарный запас анализировать только по одному из языков, на котором говорит билингв, что нередко приводит к ошибочной диагностике нарушений развития. Именно методы и инструменты оценки лексического развития требуют особого внимания и разработки, чтобы, с одной стороны, не поставить ложный диагноз здоровому ребенку, а с другой – не упустить проблему, если она все-таки возникла. Результатам разработки и тестирования таких методов и инструментов и был посвящен доклад профессора Симонсен.

Ключевыми докладами второго дня симпозиума были выступления профессора когнитивной психологии Университета Глазго Саймона Гаррода (Великобритания) и доцента Университета Мэриленда Киры Гор (США). Профессор Гаррод поделился результатами исследования механизмов взаимопонимания, задействованных в диалоге, и рассказал о системе мониторинга, которая позволяет определять и отслеживать степень взаимопонимания. Доклад Киры Гор был посвящен оценке понимания лексики неродного языка.

На симпозиуме были представлены и результаты научных проектов, которые реализовывались на базе Лаборатории когнитивных исследований СПбГУ.