Свободное время в русской художественной культуре
Круглый стол «Свободное время в русской художественной культуре XIX–XXI веков» в рамках семинара «Дискуссии о современном искусстве» и «Экономика и культура» (ул. Галерная, 58–60, ауд. 152).
Лень воспета в русском фольклоре как одна из радикальных форм бескомпромиссности, воли и удали. Лежебоки и увальни с поздним развитием личности, перед которыми открывался путь в богатыри, подготовили почву для специфической рецепции европейских практик досуга в России. Otium и dolce far niente в русской культуре не только наделялись героическим и духовным потенциалом, но были основанием политической оппозиционности.
В русской литературе и искусстве XIX–XXI веков распоряжаться на свой лад свободным временем зачастую означало бросать вызов государству и обществу. Осуждение за тунеядство могло стать началом карьеры нобелевского лауреата. В иных случаях праздность понималась как этическое и религиозное основание для полемики с позитивизмом (Л. Толстой «Неделание», 1893) и даже как первопричина и идеал совершенного бытия и единения с миром (К. Малевич «Лень как действительная истина человечества», 1921).
Круглый стол открывает дискуссию об особенностях репрезентации свободного времени и праздности в отечественной словесности и визуальной культуре, начиная с эпохи романтизма, когда завершается формирование актуальных сегодня представлений о досуге, вплоть до современности, не допускающей обособленности свободы личной от свободы политической.