Главная / События / Календарь / Ролан Барт и поэтика непроговариваемого в кино

Ролан Барт и поэтика непроговариваемого в кино

В рамках Семинара по искусствознанию выступление Альмиры Усмановой (ЕГУ, Литва) «Ролан Барт и поэтика непроговариваемого в кино» (ул.Галерная, 58-60, ауд.152).

Значение Ролана Барта для теории визуальной культуры не подлежит сомнению: пожалуй, ни одно исследование, посвященное моде, рекламе или фотографии, сегодня невозможно себе представить без обращения к его идеям. Теория кино – не исключение, – несмотря на то, что Барт почти не писал о кино. Каким образом можно объяснить эту парадоксальную ситуацию?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, во-первых, обсудить, каким образом модель текстуального анализа, предложенная Бартом в интерпретации литературных текстов («S/Z», «Текстовой анализ одной новеллы Эдгара По»), повлияла на формирование методологии анализа фильма в 1970-е годы. Говоря о фильме как тексте, французские кинотеоретики (Тьерри Кюнтцель, Мари-Клэр Ропар-Вюйемер, Сильви Пьер, Раймон Беллур, Жак Омон и другие) фокусировались не на литературной текстуальности кино, но на его визуальной текстуре, которая предполагала и иную оптику чтения.

Во-вторых, стоит обратить особое внимание на присутствие «фильмического» в текстах Ролана Барта не о кино (докладчик подразумевает явно кинематографическое «происхождение» некоторых теоретических метафор и концептов, которые были им разработаны).

И, в-третьих, интерес французского теоретика к визуальности был в значительной степени связан с аффективной властью визуальных образов, и с вопросом о том, как увидеть и как интерпретировать неуловимое, невидимое, неочевидное. Известная своей непрозрачностью работа «Третий смысл» посвящена не только осмыслению ускользающей от вербализации множественности и непереводимости визуального образа, но в еще большей мере касается проблемы пределов языка в выявлении и описании семиотических эффектов, порождаемых техническими приемами. 

Именно Ролану Барту удалось показать, что анализ «поэтики непроговариваемого» по сути составляет травматическое ядро кинотеории.