Главная / События / Календарь / Маска как социальный диспозитив в культуре

Маска как социальный диспозитив в культуре

В рамках семинара «Экономика и культура» совместно с Семинаром по искусствознанию выступление Дарьи Фарафоновой (Университет Лугано, Швейцария) «Маска как социальный диспозитив в культуре позднего Ренессанса и Барокко» (ул.Галерная, 58-60, ауд.155).

Дарья Фарафонова раскрывает становление маски как социального диспозитива в культуре Ренессанса и Барокко. Это становление прослеживается от рекурсивной структуры эразмианского парадокса и идеала политика с принципом «симуляции и диссимуляции», созданного Леоном Баттиста Альберти в его скандальной книге «Мом, или О государе», до утверждения идеала «честного притворства», получившего теоретическое обоснование в одноименной книге Торквато Аччетто.

Топос Theatrum Mundi, неслучайно наиболее широко распространенный в искусстве и литературе Барокко, предопределив некоторые сущностные черты барочного мировидения, санкционирует парадоксальное использование маски как единственно возможный способ подступа к подлинному – к substantifique mouelle (мозговой субстанции). Умелое чередование масок, призванное скрыть тайную суть, как в случае с алкивиадовыми силенами, становится залогом сохранности внутренней свободы, неприкосновенности духовного пространства.

Такая роль маски утверждается в период распространения никодемизма в XVI веке, вызванного необходимостью сокрытия религиозных убеждений в условиях контрреформации. Вместе с тем, театрализация внутреннего пространства, занявшая центральное место в идеологии иезуитского ордена, становится основой «духовных упражнений», разработанных Игнатием де Лойолой.

В завершении своего выступления Дарья Фарафонова обратится к персонажу-маске Пульчинеллы, впервые появившемуся в комедии дель арте в первые годы XVIII века. Джорджо Агамбен рассматривает образ Пульчинеллы в качестве парадигматической для западной философии.