Главная / События / Календарь / Ленин как Люцифер

Ленин как Люцифер

В рамках семинара «Экономика и культура» выступление Андрея Ромахина (СПбГУ; ЕУСПб) «Ленин как Люцифер: вождь большевиков в сатирической графике 1917-1918 года» (ул.Галерная, 58-60, ауд.152).

Почти неизвестный российской публике до 1917 года, давным-давно пребывавший в европейских странах, лидер большевистской партии В.И.Ленин, приехав 16 апреля в Петроград через Германию в «пломбированном вагоне», радикально поменял политическую повестку дня своими «апрельскими тезисами». Очень скоро он стал одним из самых главных и самых скандальных героев российской прессы.

Художники-карикатуристы ярко отразили критическое отношение к вождю большевиков, в том числе сознательную дискредитацию его политическими противниками. Но вместе с тем они визуализировали и подсознательные страхи широких слоев населения, ведь истероидность массового сознания была характерной особенностью революционной поры. Многочисленные карикатуры демонстрируют подлинную репутацию Ленина и возглавляемой им партии в сознании современников: Ленин-шпион, Ленин-анархист, Ленин-дезертир, Ленин-провокатор, Ленин-люмпен, Ленин-хам, Ленин-контрреволюционер, Ленин-антихрист – вот лишь некоторые из множества приписывавшихся ему ролей.

Поразительно, что многие художники, создававшие эти антиленинские сатиры, спустя всего три-четыре года стали выдающимися основоположниками советского культа Ленина, создав его сакрализованный образ, канонизированный официальной идеологией. Удивительно, что ни российские, ни западные исследователи до сих пор не осознали всю уникальность и сенсационность этого визуального материала. Карикатуры позволяют точнее реконструировать реальную картину эпохи и мышление свидетелей революции. В ходе выступления будет продемонстрирован представительный корпус антиленинских карикатур, полный массив которых готовится к изданию.

Андрей Ромахин — сотрудник ЕУСПб и Факультета свободных искусств и наук СПбГУ; филолог (PhD), искусствовед (MA). Автор (и соавтор) более 100 публикаций, а также 20 книг (в том числе о крупнейших фигурах авангарда – Хлебникове, Маяковском, Каменском, Михайле Семенко, Хармсе, Заболоцком). Инициатор историко-искусствоведческого проекта «Россия глазами Запада». Научный редактор серии Avant-Garde издательства Европейского университета в Санкт-Петербурге. Член редакционного совета журнала Modernités Russes (Университет Лион III, Франция). Помимо отечественных публикаций, работы выходили также в Голландии, США, Польше, Швейцарии, Латвии, Германии, Италии, Сербии. Сфера интересов: европейский футуризм; русский «классический» авангард; типографика; феномен обложки; английская сатирическая гравюра XVIII-XIX веков; визуальная история; Россия глазами Запада; Первая Мировая война и Русская Революция (визуальный аспект).