Liberal Arts в Европе: тенденции и перспективы
В рамках семинара «Практики либерального образования» выступление Абрахама Сэмюеля (Братиславская международная школа свободных искусств и наук, Словакия) «Liberal Arts в Европе: тенденции и перспективы» (ул. Галерная, 58–60, ауд. 155).
На семинаре речь пойдет о Liberal Arts как наиболее подходящей модели образования для бакалавриата в XXI веке. Разделение на бакалавриат и магистратуру стало результатом Болонской декларации, подписанной в 1998 году, которая, однако, не изменила смысл высшего образования. Студенты, поступающие в университет, по-прежнему должны выбирать узкую специализацию. Неправильный выбор и узкая специализация приводят к высокому проценту отсева и дополнительным финансовым расходам. В то же время модель Liberal Arts позволяет студентам выбирать специализацию уже во время обучения, а не до него, учиться в маленьких группах, которые стимулируют персональные интеллектуальные навыки.
Проблемы образования в XXI веке представляются гораздо более сложными, чем десять лет назад, причем они одинаковы в России и в Европе. Университеты должны помочь противостоять глобальным политическим, экономическим, экологическим и моральным кризисам. Бакалавриат, основанный на модели Liberal Arts, дает образование, обеспеченное и глубиной, и широтой знаний, гарантирует возможность трудоустройства, благодаря овладению практическими навыками и владению языками, а также поощряет познавательные наклонности студентов, позволяя им успешно адаптироваться к неопределенности будущего.
В настоящее время в Европе насчитывается около 60 учреждений, предлагающих обучение по модели Liberal Arts — в основном это университетские колледжи. Также подобная модель может быть введена в любой школе при условии сохранения традиционных основ обучения.