Ретроспективная рационализация в социальных науках
В рамках семинара «Экономика и культура» выступление Михаила Соколова (ЕУСПб) «Ретроспективная рационализация в социальных науках: к пониманию лохотрона и роковых женщин» (ул. Галерная, 58–60, ауд. 152).
Нормативная теория решений учит нас тому, что в любой ситуации выбора мы должны предпочесть вариант, который максимизирует наши вероятные выигрыши. Многочисленные исследования в психологии и поведенческой экономике показывают, однако, что подобная модель лишь слабо отражает то, как люди в действительности принимают решения в жизненных ситуациях.
Теория сожалений, развивающаяся в экономике последние 30 лет, утверждает, что мы не столько максимизируем выигрыши, сколько минимизируем возможные сожаления, связанные с рисками выбрать неудачно. С этим связана иная хорошо известная тенденция — продолжать инвестировать средства в неудачный проект в надежде на то, что на следующем шаге нам удастся переломить ситуацию и превратить поражение в победу, даже если здесь и сейчас альтернативные инвестиции выглядят более многообещающими. Эти эффекты, однако, прослеживаются не только в сфере экономического поведения. Подчиняясь этой тенденции, люди начинают работать по нелюбимой специальности, чтобы не признаваться себе, что получили образование, которое им не нужно, продолжают жить с теми, кого не любят, чтобы не сознавать, что надо было развестись годы назад, и отдавать еще больше денег в «лохотроне» вслед за уже потерянными.
В лекции будут рассмотрены некоторые общие предпосылки для избегания сожалений (действия как взаимодействие со своим предполагаемым будущим «Я», организация курсов поведения как причинно-следственных секвенций, в которых оценка каждого шага возможна только в свете последующих). Также предметом обсуждения станут исторические и институциональные контексты, в которых сожаления превращаются в особенно значимую силу; индивидуальные адаптации к угрозам сожаления, объясняющие, например, распространение определенных форм психотерапии, пробного брака и либерального образования; использования сожалений как источника влияния (от флирта до политического пропаганды); связь сожаления с институциональной памятью и коллективными действиями.