Главная / События / Новости / Ум за разум

Ум за разум  

Наш преподаватель Татьяна Черниговская рассказала  о том, что значит сойти с ума, говорит ли человек то, что думает, как ребенок понимает слова и чему надо учиться, чтобы ответить на эти вопросы.

Большой город. 20 апреля 2011

Ту часть когнитивной науки, которой занимаюсь я, можно назвать мозг и язык – она изучает то, как человек ­мыслит и говорит. Ну вот, например, как маленький ребенок умудряется овладеть своим первым языком. Он – что угодно, только не магнитофон. Если бы он просто слушал, что говорят взрослые, ему бы нужно было лет сто на обучение. По сути, младенец – «инопланетянин»: за 2-3 года он должен освоить законы природы и общества в том мире, куда он попал. У всех у нас есть генетическая база для освоения языка, «модуль» или что-то такое, что не просто помогает классифицировать какие-то явления: несчастное дитя должно декодировать тот язык, в который оно родилось, то есть сделать то, что с трудом удается всем лингвистам Земли. И его мозг должен написать себе виртуальный учебник этого языка и справиться с огромным количеством неправильностей, которые он слышит. Ведь даже в интеллигентной семье просто в разговорной речи много ошибок. Кроме того, он получает слишком мало материала для такого анализа. А ребенок должен выяснить, что из этого правильно, и сфор­мировать алгоритмы речи. Так вот – почему он говорит, несмотря на все эти сложности? Про это страшно интересно думать.

20 апреля
2011

Персоналии