Главная / Наука / Центры и лаборатории / Лаборатория когнитивных исследований / Проекты / Психолингвистическое и нейропсихологическое исследование коммуникации

Психолингвистическое и нейропсихологическое исследование коммуникации

Проект «Метарепрезентация и формирование внутренней модели сознания "другого" (Theory of Mind) в норме и при шизофрении: психолингвистическое и нейропсихологическое исследование организации коммуникативного взаимодействия», грант РФФИ (2006-2008)

При экспериментальном изучении организации дискурса выявляется как общие закономерности порождения и восприятия текста (структурирование цельности и связности) в норме и при отклонениях от нее, так и более частные аспекты: семантико-синтаксические аномалии, оговорки, паузы хезитации, случаи самокоррекции и пр. при порождении; а также возможные стратегии обработки синтаксической и семантической структуры текста: нарушение механизмов вероятностного прогнозирования при выборе нужного элемента из парадигматического поля наименований, неправильное определение отношений между обозначаемыми объектами, неправильная интерпретация синтаксической модели для выражения отношений между этими объектами при его восприятии. Использование в рамках проекта «отрицательного языкового материала» (речи при шизофрении) позволяет выявить механизмы, имплицированные в норме, но эксплицированные в патологии. Изучение характера нарушений дает возможность приблизиться к более адекватному пониманию основных механизмов и принципов работы ментальной грамматики.

Предполагается, что, выступая поочередно в каждой из двух ролей при работе с каждым из трех типов визуально предъявляемого материала участники взаимодействия смогут выработать более или менее эффективные процедуры, рутины взаимодействия, так что последние раунды эксперимента покажут более высокую скорость и эффективность совместной деятельности. В ходе эксперимента проводятся аудио- или видеозапись для последующего анализа вербальной и невербальной составляющих взаимодействия, фиксируются перемещения изображений по экрану.

В проекте также планируется сравнение данных о понимании и использовании референции, полученных от больных шизофренией, с данными больных с аграмматизмом и полученными на детях. Также планируется исследование других аспектов местоименной референции в речи больных шизофренией: интерпретации местоимений в других контекстах и употребления местоимений в собственной речи больных.

Руководитель проекта: Т.В.Черниговская. Сотрудники проекта: С.Э.Давтян, Т.Е.Петрова, В.К.Прокопеня, Е.И.Риехакайнен, Т.И.Свистунова, И.В.Утехин.