Главная / Наука / Центры и лаборатории / Лаборатория когнитивных исследований / Проекты / Экспериментальное исследование ментальной грамматики

Экспериментальное исследование ментальной грамматики

Проект «Экспериментальное исследование ментальной грамматики на материале русского языка», грант РФФИ (2012-2014)

Предлагаемый проект направлен на решение фундаментальной проблемы психолингвистики — экспериментальной проверки гипотез относительно языкового и, шире, когнитивного, поведения человека в процессах восприятия речи в реальном времени. В ходе выполнения проекта будут использоваться следующие методы:

  • методика регулировки скорости чтения (self-paced reading task), позволяющая испытуемому читать предложения по частям со скоростью, с которой он читает обычно. Будет использована программа Presentation, адаптированная под операционную систему Windows. Программа позволяет фиксировать время прочтения каждого сегмента предложения и позволяет замерять время реакции с точностью до 1 мс
  • методика регистрации движений глаз: предоставляет возможность увидеть процессы мышления и языкового поведения человека в их взаимодействии и является наиболее точной для исследования процессов чтения. Эксперименты будут проводиться и обрабатываться с использованием имеющегося у коллектива прибора Eyegaze Analysis System и современного программного обеспечения.

Исследование ментальной грамматики с помощью предлагаемых методов и с учетом последних достижений теоретической лингвистики практически не проводилось на материале русского языка.

Поэтому конкретная задача проекта состоит в том, чтобы на материале русского языка с его богатым словоизменением, относительно свободным порядком слов и другими особенностями протестировать различные гипотезы, касающиеся следующих аспектов функционирования ментальной грамматики и ментального лексикона:

  • согласование как одна из важнейших грамматических категорий;
  • восприятие фразеологических единиц в процессе чтения;
  • разрешение локальной синтаксической неоднозначности;
  • разрешение лексической неоднозначности.

Руководитель проекта: Т.В.Черниговская. Сотрудники проекта: С.В.Алексеева, А.А.Малько, Т.Е.Петрова, В.К.Прокопеня, Н.А.Слюсарь, Н.В.Череповская, Д.А.Чернова.