Экономическая проблема и негативный образ любви
В рамках семинара «Экономика и культура» выступление Петра Шмуглякова «Экономическая проблема и негативный образ любви: Адорно, Зайдль и Лантимос» (Zoom).
Отправной точкой доклада послужит фильм Зайдля «Рай: любовь» (2012), сюжет которого разворачивается на фоне практически институциализированного сексуального туризма в Кении. Стремление выявить за социологическим гротеском этого шокирующего фильма содержание, касающееся непосредственно любви, заявленной в названии и непрестанно упоминающийся в нем в казалось бы самых неподобающих возвышенному слову обстоятельствах, приведет к постановке «экономической проблемы любви», которая, как будет утверждаться, принадлежит фундаментальной онтологической конституции этого феномена. Внеположенность любви экономическому порядку, выраженная в популярном тезисе «любовь не купишь», требует гораздо более широкого истолкования последнего, чем в понятиях товарно-денежных отношений. Опираясь на идеи Адорно и Бадью, в ходе семинара будет сделана попытка переформулировать проблему в плоскости метафизических оппозиций: учреждающего субъективность события и заинтересованной деятельности субъекта, чувственной единичности и родового понятия, идеи и ситуации, истины и «не-истины».
Петр Шмугляков — постдокторант, научный сотрудник в институте философии Свободного университета Берлина; выпускник Тель-Авивского университета, где защитил диссертацию «Идея искусства Мартина Хайдеггера»; автор статей по эстетике и философии кино, а также — под псевдонимом Петя Птах — многочисленных поэтических публикаций.
Проблему, однако, представляет не сама по себе несоизмеримость любви с предположительно противостоящими ей полюсами в заявленных оппозициях, а тот факт, что непосредственной сферой ее актуальности является определяемое именно ими эмпирическое пространство. Неразрывные диалектические узы любви с условиями, которым она остается принципиально гетерогенной, объясняют непреходящую фасцинацию художественного дискурса любви проституцией, в которой такие мыслители, как Зиммель и Слотердайк усматривали квинтэссенцию любых экономических отношений. В центре предлагаемого разбора фильма Зайдля стоит логика негативного образа как способ художественного представления экономической проблемы любви. Та же взаимосвязь онтологической проблемы и эстетической стратегии, как будет продемонстрировано в заключительной части доклада, прослеживается и в фильме Лантимоса «Лобстер» (2015), не схожем с фильмом Зайдля «Рай: любовь» практически ни в каких других отношениях. Это позволит сделать выводы касательно ее метафизической значимости.
Семинар проходит в партнерстве с Леонтьевским центром при поддержке АО РНГ.