Когнитивная иллюзия возраста
В рамках Петербургского семинара по когнитивным исследованиям выступление Елены Сергиенко (Институт психологии РАН, Москва) «Когнитивная иллюзия возраста» (ул. Галерная, 58–60, ауд. 152).
Направление «модель психического» понимается как некоторая система концептуализации знаний о собственном психическом и психическом других людей. Модель психического позволяет концептуально анализировать внутренний мир человека. Понимание своего психического и психического другого становится основой социального познания, социального взаимодействия, прогнозирования поведения других социальных объектов. Направление «модель психического» нацелено на изучение спонтанной житейской психологии обыденного сознания.
Результаты исследований
В ходе исследования получены результаты развития понимания разных феноменов модели психического: понимание обмана, эмоций, намерений, законов физического и психического мира. При этом завершена работа по изучению развития модели психического во взрослом возрасте от 17 до 45 лет; исследование понимания телевизионной рекламы при различных уровнях становления модели психического; проводится работа по изучению понимания коммуникаций на основе развития модели психического, а также по исследованию модели психического у пожилых людей.
В исследовании использовалось мультиметодическое обеспечение, что позволяло проверять полученные данные разными методами. Другим важным принципом стало сравнение вербальных и невербальных заданий, нарисованных историй, что увеличило надежность и валидность исследования.
На основе полученных данных на разных выборках детей описаны уровни развития модели психического: от протоуровней до уровня агента и наивного субъекта. Анализ развития понимания ментальных состояний позволил выделить тип моделей: единичные, разрозненные репрезентации — у детей трех лет, ситуативные модели — у детей четырех лет и внеситуативные — у детей пяти-шести лет, что позволяет говорить о становлении базовой концептуальной основы модели психического. Показаны связи разных моделей в исследуемый период и их специфика у детей-сирот, детей-аутистов. Также в докладе представлены методы и результаты динамики модели психического во взрослом возрасте от 17 до 45 лет.
В докладе рассматриваются новейшие тенденции в изучении модели психического: изучение развития понимания психических состояний у детей полутора-двух лет, модели психического у взрослых и пожилых людей, кросс-культурные исследования модели психического, нейрональные механизмы модели психического, роль нейрогуморальной регуляции (роль пренатального тестостерона в развитии социальных знаний), изучение понимания психических состояний при психопатиях, методы измерения способности понимания психических состояний. В свете самых современных тенденций описаны текущие исследования авторов: изучение предикторов развития модели психического, создание тестовой батареи измерения модели психического у детей трех-семи лет, исследование модели психического для успешной коммуникации, изучение развития модели психического и символических функций, понимания времени и развития модели психического у людей пожилого возраста.