Трагический герой в современном голливудском кино
В рамках семинара «Киноисследования» выступление Николая Поселягина «Трагический герой в современном голливудском кино» (ул. Галерная, 58–60).
В докладе будет проанализирован тип персонажа голливудского кино последних 15–20 лет, который можно условно назвать «новым трагическим героем». Функционально он схож с героем античных трагедий: подчеркивается его исключительность или даже избранность, которая в конечном счете сводится к тому, что он обязан пожертвовать собственной жизнью во имя восстановления социальных норм и всеобщей справедливости.
Николай Поселягин — кандидат филологических наук, доцент департамента истории и теории литературы факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ (Москва), редактор журнала «Новое литературное обозрение».
Противостояние, в которое он вступает, аналогично столкновению античного героя с роком, а сам его образ начинает приобретать внеисторические, мифологические черты. Однако в отличие от античных персонажей, а также от антиисторических героев массовой культуры XX века (таких, как проанализированный Умберто Эко образ супермена), этот новый, функционально мифологический герой оказывается погружен в историю. Внеисторичность его облика, которую он, обретает только после осознания своей миссии, и его финальной битвы, где он осознанно приносит себя в жертву (что и маркирует его в итоге именно как трагического, а не драматического персонажа), тесно переплетается с детально воссоздаваемым историческим контекстом (как правило, условным «сегодняшним днем» или ближайшим будущим).
Миф, репрезентируемый в этом персонаже, историзируется, а современная история, в свою очередь, приобретает черты мифа. Хрестоматийным примером «нового трагического героя» подобного рода может служить Нео из трилогии «Матрица», а наиболее активно этот образ эксплуатируется со второй половины 2000-х годов в супергеройских фильмах по мотивам комиксов Marvel и DC.
В докладе будет поставлен вопрос, для чего в голливудском кинематографе последних 20 лет все более активно используется персонаж такого рода, а также будет высказана предварительная гипотеза, какого рода идеологию (в широком смысле) способна формировать подобная мифологизация истории.