Экспериментальное кино: теория и история
Курс знакомит студентов с теоретическими проблемами экспериментального кино, уже с середины ХХ века оказавшегося в маргинальном положении. Как предмет слишком специфический его либо вовсе обходят стороной, либо фетишизируют как «кинематограф не для всех», не слишком погружаясь при этом в детали его устройства. В такой перспективе главной целью данного курса становится знакомство студентов с многообразием экспериментальных фильмов, внутренней сложностью и противоречивостью этого вида кино. В процессе изучения материала будет показано, как такое кино обнажает свой «элементарный состав», тематизирует процесс съемки, монтажа и проекции, будут рассмотрены случаи, когда создание фильма становится политическим жестом. Одна из основных проблем курса — концептуализация «эксперимента» как особой модальности режиссерской практики, требующей специфического отношения к кино как стихии. Для проведения любого эксперимента необходим осмысленные методы, с разнообразием которых студенты познакомятся посредством чтения текстов и просмотра фильмов. Не менее важной фигурой для разговора об экспериментальном кино становится зритель, также сталкивающийся с «непривычным» (в) кино. Материал курса охватывает период со второй половины ХХ века до сегодняшнего дня и включает фильмы, созданные режиссерами из США, Канады, Англии, Шотландии, Франции, Германии, Японии, России, Австрии, Венгрии, Румынии и других стран.