Фотография: история эстетической адаптации
Курс выполняет требования широты образования дисциплинарной области «Искусствоведение». В рамках курса студенты знакомятся с историей фотографии от ее возникновения в первой половине XIX века до наших дней. В ходе занятий дается общее представление об основных этапах эволюции фотографической техники (гелиографии, дагеротипии, калотипии, мокроколлодионном процессе, сухой броможелатиновой эмульсии), однако, основной акцент делается не на техническую, а на эстетическую и семантическую составляющую. Фотография возникла за рамками мира искусства и долгое время существовала на периферии художественного процесса. Нас интересует, как складывались взаимоотношения между фотографией и миром искусства: как поначалу стремление адаптировать фотографию к эстетическим понятиям и художественным конвенциям предполагало ее «коррекцию», как затем, в эпоху авангарда, фотография превратилась в один из главных инструментов преодоления этих конвенций, и как в послевоенные годы была осуществлена конвергенция фотографии и модернистского искусства. Соответственно, особое внимание в рамках курса привлекается к периодам интенсивного взаимодействия между фотографией и искусством модернизма и порожденным этим взаимодействием формам — пикториализму конца XIX века, авангардным течениям 1920-х — 1930-х годов (дадаизму, конструктивизму, сюрреализму), эпохе неоавангарда (школе фотографии Нью-Йорка, минимализму, концептуализму, стратегиям апроприации), современному жанру «фотокартины» и метафотографическим практикам последних лет. Одновременно с этим происходит знакомство с ключевыми текстами по теории и поэтике фотографии (Вальтер Беньямин, Ролан Барт, Розалинд Краусс, Тристан Гарсия и другие).
