Индивидуальные различия в когнитивной нейрофизиологии
Курс посвящен важному аспекту когнитивной нейрофизиологии — проблеме влияния индивидуальных различий на известные в этой науке принципы и закономерности. Вначале магистранты изучают материал, посвященный существующим представлениям о классификации индивидуальных различий, предлагаемых Кречмаром, Шелдоном, Леонгардом, а также Миннесотский многоаспектный личностный опросник. Также в рамках будут рассмотрены теории, основанные на выделении черт личности (концепции и идеи Кеттелла, Айзенка), в том числе теория Айзенка о нейрофизиологической природе экстра- и интроверсии и нейротизма. Большое внимание в ходе занятий будет уделено российской школе дифференциальной психофизиологии, в том числе концепции основных свойств нервной системы, созданной Павловым и развиваемой такими учеными, как Теплов, Небылицын, Русалов, Мерлин. Далее будут рассмотрены половые различия и нейрофизиологические механизмы, лежащие в основе этих различий, в том числе функциональная асимметрия полушарий как фактор индивидуальных различий. Интеллектуальные способности представляют собой высший уровень психологических проявлений и особый интерес представляют индивидуальные различия по этому свойству, в том числе нейрофизиологические корреляты интеллекта. Вопрос о влиянии генов на психофизиологические характеристики — один из центральных с точки зрения понимания природы этих показателей. В рамках курса будут рассмотрены психологические признаки, для которых уже установлены конкретные гены, нейрофизиологические факторы, лежащие в основе различных психопатологических проявлений, а также будет дан материал о теориях природы гениальности и роли, которую играет креативность, лидерство и мотивация в формировании гениальности.