Методология анализа аудиовизуального произведения
Современное критическое сознание — весьма сложное образование. Для того, чтобы сегодня успешно работать с кинотекстом, недостаточно знания истории кино и общих журналистских навыков. В ХХ веке кинематограф стал событием для культуры и гуманитарной мысли в целом. Кино проблематизировало сам взгляд, видение обнаружило свою связь с мышлением и чувствованием. Анализ визуального опыта стал неотделим от самоанализа субъекта культуры. В рамках данного курса будем проделано детальное исследование визуального опыта как с помощью индивидуального созерцания, так и посредством категориального аппарата, выработанного философией взгляда и кинотеорией. Идея курса состоит в том, что «умный критик», прежде всего, не является «профессиональным кретином», мультиплицирующим себя за счет владения «цеховыми» приемами. «Умный критик» — это свободный мыслитель, способный верить автору, быть чувствительным в отношении еще только совершающегося, и никогда не равный самому себе, убежденный в том, что мысль — это экзистенция. Важный аспект курса также состоит в синхронической перспективе понимания кинематографа (кинематограф — целостный феномен; ранний кинематограф обладает всей возможной полнотой смысла; современный и ранний кинематограф находятся в непосредственном взаимодействии), в силу чего курс выступает существенным дополнением к курсам по истории кино.