Онтолингвистика
Курс основан на современных достижениях мировой и отечественной онтолингвистики. Основная цель курса состоит в том, чтобы дать студентам представление об истории развития онтолингвистики в России и за рубежом, охарактеризовать особенности новейшего этапа исследований, познакомить с закономерностями и этапами формирования различных компонентов коммуникативной компетенции ребенка, рассмотреть возможные стратегии усвоения языка, а также сформировать целостное представление об особенностях лингвистического инпута, мировых практиках общения с детьми, специфичности диалога «взрослый — ребенок» и основных типах кеагиверов, универсальном и идеоэтническом в усвоении языка. В рамках курса обсуждаются актуальные проблемы речевого онтогенеза и различные подходы к их изучению, критически анализируются нативистские, ненативистские и так называемые промежуточные концепции усвоения языка, освещаются способы компьютерной обработки и анализа данных спонтанного диалога «взрослый — ребенок». Программа затрагивает темы, связанные с основной проблематикой курса (социально-экономический статус семьи, теория диалога, модель психического — child's theory of mind), а также предполагает отработку навыков лингвистического анализа и описания любого факта детской речи и инпута.