«Серьезное» и «популярное»: стилевые и ценностные оппозиции в истории музыкальной культуры
Как отличить и разграничить серьезную и популярную музыку? Должны ли мы пренебрежительно относиться к попмузыке, как Теодор Адорно и его школа, или искать новые способы ее интерпретации? Какой подход пригодится во втором случае? Как можно визуализировать «популярную» и «серьезную» — как два отдельных типа музыки или как музыкальные слои, разделенные только внешне? В продолжение мнения известного пианиста Алексея Любимова, который сказал, что «в наше время все становится ближе и движется друг к другу», данный курс направлен на установление связей и определение общих мест популярной и серьезной музыки. Курс будет охватывать различные вопросы музыки, а также смежных областей — религиозной, философской, гендерной и других. Рок и симфонический оркестр, христианство и буддизм, джаз и додекафония, стремление достичь максимальной возвышенности или, наоборот, доступности будут обсуждаться в контексте музыки, созданной профессиональными композиторами и музыкантами-любителями. В основе курса — единая методология, которая объединяет изучение контрастирующих музыкальных и культурных традиций с учетом важных, но малоизвестных эпизодов из истории музыки, включая американскую оперу или авангард. Данный курс в значительной степени опирается на западные теоретические подходы к академической и популярной музыке, а также на профессиональный опыт автора курса. Курс предназначен для всех, кто интересуется музыкой и музыкальной культурой.