«Серьезное» и «популярное»: стилевые и ценностные оппозиции в истории музыкальной культуры
Изучение и сравнение различных составляющих музыкальной культуры — «серьезной» и «популярной», называемой «вторым» и «третьим пластом», а также «второй» и «третьей музыкой» — уже давно обозначена как важная и назревшая проблематика отечественного и мирового музыкознания. Проблему разделения различной музыки на условно серьезную и популярную, классическую (академическую) и массовую, можно рассмотреть как многосоставную, апеллирующую к самым различным областям человеческой культуры. В связи с этим цель курса — не просто изложить историю музыки, написанную адептом того или иного направления, но создать единую панораму, включающую как индивидуальные особенности и идиосинкратические черты каждой музыки («серьезной» и «популярной»), так и многогранную полифонию их соотношений и взаимодействия в истории музыки за последнее столетие. Бах и Гендель, Лист, Брамс и Вагнер; Рахманинов и Скрябин как «провозвестники» грядущего размежевания музыки в ХХ веке; отношение к популярной музыке в СССР и в странах Запада; адорнианская концепция музыкального слушателя; продолжающееся существование жанра оперы; «оспаривающие» ее новые жанры, додекафония и нововенская школа; формирование американской музыки; рок и джаз и их связь с академической музыкой; выражение религии в музыке как массовой, так и академической; различные претворения фольклора в музыкальной культуре; далекие горизонты мышления и эстетических устремлений, объединяющие деятелей из области как «серьезной», так и «популярной» музыки, — все это объединено в общую историю сосуществования данных двух направлений в музыке, представленных едино, часто сквозь призму друг друга, опровергая и дополняя свои свершения.