• Обучение
    • Бакалавриат
    • Магистратура
    • Каталог курсов
    • Подход к обучению
    • Условия приема
    • Подготовка к ЕГЭ
    • Частые вопросы
    • Результат обучения
  • Факультет
    • Персоналии
    • Партнеры
    • История
    • Контакты
    • Петербург
    • Дворец Бобринских
  • Структура
    • Кафедры
    • Коллегиальные органы управления
    • Институт когнитивных исследований
  • Календарь
      • # абитуриентам
      • # искусствознание
      • # история
      • # кино и видео
      • # когнитивистика
      • # литература
      • # методология и методика преподавания
      • # музыка
      • # права человека
  • Eng
  • Рус

Поиск по сайту

Например, Смольный

Карта сайта

  • Обучение
    • Бакалавриат
      • История искусства
      • История цивилизаций
      • Кино и видео
      • Когнитивные исследования
      • Компьютерные науки и искусственный интеллект
      • Литература
      • Международные отношения, политические науки и права человека
      • Музыка
      • Сложные системы
      • Социология и антропология
      • Философия
      • Экономика
    • Магистратура
      • Арт-критика
      • Когнитивные исследования
      • Кураторские исследования
      • Межкультурное образование
      • Музыкальная критика
    • Каталог курсов
    • Подход к обучению
    • Условия приема
    • Подготовка к ЕГЭ
    • Частые вопросы
    • Результат обучения
  • Факультет
    • Персоналии
    • Партнеры
    • История
    • Контакты
    • Петербург
    • Дворец Бобринских
  • Структура
    • Кафедры
      • Кафедра междисциплинарных исследований в области языков и литературы
      • Кафедра междисциплинарных исследований и практик в области искусств
      • Кафедра проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук
      • Кафедра проблем междисциплинарного синтеза в области социальных и гуманитарных наук
      • Кафедра теории и методики преподавания искусств и гуманитарных наук
    • Коллегиальные органы управления
      • Ученый совет
      • Совет молодых ученых
      • Студенческий совет
      • Совет программы «Свободные искусства и науки»
      • Совет программы «Арт-критика»
      • Совет программы «Когнитивные исследования»
      • Совет программы «Кураторские исследования»
      • Совет программы «Межкультурное образование»
      • Совет программы «Музыкальная критика»
    • Институт когнитивных исследований
  • События
    • # абитуриентам
    • # искусствознание
    • # история
    • # кино и видео
    • # когнитивистика
    • # литература
    • # методология и методика преподавания
    • # музыка
    • # права человека
    • # социология и политология
    • # студентам
    • # технологии
    • # философия
    • # французские исследования
    • # экономика
    Показать ещеСкрыть
  • Направления научной деятельности
    • Искусствознание
    • Исследование экономической культуры
    • Когнитивистика
  1. Обучение
  2. Каталог курсов
Бакалавриат
Русский язык

Загадки двойников: поэтика двойничества в западной и русской литературе

Литература 
6 кредитов 
3 год обучения 
Весенний семестр

Зародившийся в мифологическом сознании механизм «дублирования героя» утвердился в художественной прозе благодаря тому, что она выработала набор некоторых «конструктивных деталей» в качестве эффективного способа передачи двойнических смыслов по наследству. В рамках курса «двойник» или «доппельгангер» будет рассмотрен как древний сюжет, распространенный литературный мотив, модель художественного исследования личности и социальности и, наконец, как прием, который разнообразно актуализируется современной культурой, в частности, кинематографом. Двойничество будет исследовано преимущественно в контексте литературной критики, но вместе с тем будут привлечены данные этнологии и психоанализа. Также будут рассмотрены теории когнитивного литературоведения, так как двойничество представляет собой когнитивную задачу, так или иначе решаемую в процессе анализа текста.

Литературные двойники предстают на страницах мировой прозы в разнообразных воплощениях: тень, зеркало, близнец, демон, трикстер и делириозный конструкт. Национальные вариации литературных двойников отражают как специфику конкретной культуры, так и взаимовлияния культур. В ходе занятий предполагается пристальное прочтение и сопоставление текстов, относящихся к пяти национальным литературам: немецкой («Двойник» Э. Т. А. Гофмана), американской («Вильям Вильсон» Э. А. По, «Веселый уголок» Г. Джеймса и «Харви» М. Чейза), французской («Два актера на одну роль» Т. Готье и «Встреча» А. де Ренье), английской («Необычайная история доктора Джекила и мистера Хайда» Р. Л. Стивенсона и «Тайный сообщник» Дж. Конрада) и русской («Нос» Н. В. Гоголя, «Двойник» Ф. М. Достоевского и «Отчаяние» В. В. Набокова).

Цель курса — развить способность студентов ставить аналитические вопросы к сложным, как правило, «двусмысленным» или многозначным текстам, уметь сопоставлять различные теории и явления, находить материал для исследования как в художественных текстах, так и в различного рода базах данных.

Головачёва
Ирина Головачёва

  1. Обучение
  2. Каталог курсов

Адрес факультета
190000, Россия, Санкт-Петербург,
ул. Галерная, 58–60

Поступающим
+7 (812) 363–66–29

Студентам
+7 (812) 320–07–26, +7 (812) 320–07–21

Приемная декана
+7 (812) 320–07–29

Канцелярия
+7 (812) 324–07–45


Форма для связи
  • Telegram
  • VKontakte
  • Vimeo
  • Сведения об СПбГУ 
  • Система обеспечения качества образования 
  • Результаты заседания комиссии по переводам и восстановлениям
  • Онлайн-курсы 
  • Библиотека 
  • Партнеры 
  • Центр экспертиз 
  • Новости и события СПбГУ 
  • Ректорские совещания 
  • Перезагрузка 
  • Виртуальная приемная 
  • Список и рейтинг научно-педагогических работников
  • Архив: реорганизация
©2023 Санкт-Петербургский государственный университет. Сделано Deasign в сотрудничестве с СПбГУ
  • Обучение
  • Факультет
  • Структура
  • Календарь
Этот сайт использует cookies для сбора статистики и анализа работы сайта. Мы стараемся улучшить нашу работу, для этого мы подключили аналитические инструменты. Просим согласиться на сбор и обработку ваших метаданных или отключить cookies в настройках браузера.