Музыкальная критика

Первая в России магистерская программа, готовящая критиков, кураторов и экспертов в сфере академической музыки и музыкальной жизни, сотрудников редакционно-издательских отделов и пресс-служб музыкальных театров, концертных организаций и фестивалей.

В процессе обучения магистранты овладевают практическими навыками в Александринском театре и Академии молодых композиторов, на Дягилевском фестивале в Перми и на фестивале «Золотая маска» в Москве, на фестивалях Earlymusic и reMusik. Выпускники программы имеют хорошие перспективы трудоустройства, связанные с острой нехваткой в отечественном культурном пространстве кадров соответствующей квалификации.

Основные курсы

Мне лично уже трудно представить Дягилевский фестиваль без студентов магистратуры «Музыкальная критика». Еще сложнее — без премии «Резонанс», которую придумали и сделали выпускницы программы Анастасия Зубарева и Анна Инфантьева. Каждый год с учениками Ольги Манулкиной мы рассказываем нашим зрителям о том, что происходит на Дягилевском фестивале: делаем интервью, пишем новости, публикуем небольшие рецензии. Выпускники программы, уже состоявшиеся музыкальные критики, Богдан Королёк и Ольга Макарова в этом году стали не только нашими авторами, но и ведущими Лаборатории современного зрителя. Могу с уверенностью сказать: впереди у нас еще много совместных проектов.

Василий Ефремов

Руководитель отдела по связям с общественностью Пермского театра оперы и балета

С магистрантами программы «Музыкальная критика» Большой театр знаком почти с ее рождения — с осени 2012 года. Многие из них активно пишут, переводят, редактируют статьи для буклетов, программок, сайта театра и разнообразных проектов, связанных как с оперой, так и с балетом. Авторов, умеющих лаконично, увлекательно и очень точно писать о музыке, всегда не хватает. Выпускники программы «Музыкальная критика» это умеют, и читать написанные ими статьи или записанные ими интервью — одно удовольствие.

Татьяна Белова

Начальник литературно-издательского отдела Большого театра России

Тексты магистрантов программы «Музыкальная критика» — в буклетах, постах в соцсетях, рецензиях на «Кольте» — узнаваемы по нескольким абзацам. Пишущих отличает эрудированность, крепкая профессиональная подготовка, изящная ирония и жажда поделиться со слушателями своими соображениями. Авторы все разные, но для меня они — «одной крови», их учителя когда-то работали в «Коммерсанте», и, как следствие, научили своих студентов: проверять факты, не доверять авторитетам, писать емко, доступно и образно. Работать с такими коллегами приятно и весело.

Анна Петрова

Начальник издательского отдела Мариинского театра

Концепция программы связана с нетрадиционно широким пониманием «музыкальной критики» — как формы активности, сближающейся с кураторством. Учебный план ориентирован на подготовку специалистов, способных, помимо традиционных форм критической работы, инициировать, планировать и реализовывать проекты в рамках современных культурных институций — оперных и балетных театров, филармоний, концертных организаций, фестивалей.

Тест
Подходит ли вам программа «Музыкальная критика»?

Проверьте, насколько подходит вам эта программа, достаточно ли у вас знаний, соответствуют ли ваши представления об этой области действительности.

Пройти тест

Избранные труды преподавателей

  • Павел Гершензон «Разговоры о русском балете» (М.: Новое изд-во, 2010. 292 с.; в соавторстве с Вадимом Гаевским)
  • Ольга Манулкина «От Айвза до Адамса: американская музыка ХХ века» (СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2010. 784 c.)
  • Михаил Мищенко «Опыты мелософии. О непройденных путях музыкальной науки» (СПб.: Изд-во имени Н. И. Новикова, 2014. 532 с.)

Издания, подготовленные преподавателями, магистрантами и выпускниками

  • Новая русская музыкальная критика: 1993–2003: В 3 т. Т. 1. Опера / Ред.-сост.: Ольга Манулкина, Павел Гершензон. М.: НЛО, 2015. 576 с.
  • Новая русская музыкальная критика: 1993–2003: В 3 т. Т. 2. Балет / Ред.-сост.: Павел Гершензон, Богдан Королёк. М.: НЛО, 2015. 664 с.
  • Новая русская музыкальная критика: 1993–2003: В 3 т. Т. 3. Концерты / Ред.-сост.: Богдан Королёк, Александр Рябин. М.: НЛО, 2016. 656 с.
  • Век «Весны священной» — век модернизма. М.: Большой театр, 2013. Жерар Мортье. Драматургия страсти. Сезоны Мортье. Интервью. Эссе. СПб., 2016. 384 с.
  • Schola criticorum. Сборник работ магистрантов программы «Музыкальная критика». Факультет свободных искусств и наук СПбГУ. СПб., 2016.
  • Schola criticorum 2. Работы магистрантов программы «Музыкальная критика». Факультет свободных искусств и наук СПбГУ. СПб., 2017.

Лучшие магистерские диссертации

  • Лейла Аббасова «Гергиев и Прокофьев: стратегии продвижения композитора в Мариинском театре в постсоветскую эпоху»
  • Александра Воробьёва «Балетные либретто XIX века: от сценария к драматургии спектакля»
  • Наталья Гергиева «Оперы и балеты Родиона Щедрина на Мариинской сцене: исполнение, критика, рецепция»
  • Филипп Дворник «Феномен оперы в кино: способы репрезентации»
  • Анна Инфантьева «Современная музыка в современной России: общество, экономика, культура»
  • Богдан Королёк «Советский балет: в поисках архетипа (1918–1940)»
  • Ирина Кудрина «Музыкальный театр в зеркале параллельной критики: форумы, блоги, комментарии»
  • Ольга Макарова «Модели искусственной реальности в оперном театре Мартина Кушея»
  • Александр Малаховский «На перекрестке классического и популярного: стратегии композитора, исполнителя и куратора в 2000-е — 2010-е»
  • Артём Мельник «Оперно-балетный театр в России как культурное гетто»
  • Всеволод Митителло «Мотивы сопротивления новациям в музыкантской среде (опыт инсайдерского наблюдения)»
  • Илья Попов «Режиссерский оперный театр как территория культурного трансфера»
  • Александр Рябин «Редукция вагнеровского мифа в современной массовой культуре»
  • Алина Ушакова «Цифровой нарратив в театре Хайнера Гёббельса»

Кураторские проекты выпускников

  • Премия для музыкальных критиков «Резонанс»
  • Детский абонемент на Новой сцене Александринского театра
  • Балет «Дивертисмент короля» в Мариинском театре

Отзывы выпускников

6 отзывов

Программа адресована специалистам и бакалаврам, обладающим знаниями в сфере академической музыки. Еще во ходе учебы тексты наших магистрантов публикуются в буклетах Мариинского, Большого, Пермского и Екатеринбургского театров, на портале «Кольта», в газете «Коммерсант» и других медиа.

Как поступить?

Для поступления на программу необходимо подать документы и портфолио. Подробная информация об алгоритме поступления, портфолио, правилах подачи документов через личный кабинет доступна на сайте Приемной комиссии СПбГУ.

Приемная комиссия