• Обучение
    • Бакалавриат
    • Магистратура
    • Каталог курсов
    • Подход к обучению
    • Условия приема
    • Подготовка к ЕГЭ
    • Частые вопросы
    • Результат обучения
  • Факультет
    • Персоналии
    • Партнеры
    • История
    • Контакты
    • Петербург
    • Дворец Бобринских
  • Структура
    • Кафедры
    • Коллегиальные органы управления
    • Институт когнитивных исследований
  • Календарь
      • # абитуриентам
      • # искусствознание
      • # история
      • # кино и видео
      • # когнитивистика
      • # литература
      • # методология и методика преподавания
      • # музыка
      • # права человека
  • Eng
  • Рус

Поиск по сайту

Например, Смольный

Карта сайта

  • Обучение
    • Бакалавриат
      • История искусства
      • История цивилизаций
      • Кино и видео
      • Когнитивные исследования
      • Компьютерные науки и искусственный интеллект
      • Литература
      • Международные отношения, политические науки и права человека
      • Музыка
      • Сложные системы
      • Социология и антропология
      • Философия
      • Экономика
    • Магистратура
      • Арт-критика
      • Когнитивные исследования
      • Кураторские исследования
      • Межкультурное образование
      • Музыкальная критика
    • Каталог курсов
    • Подход к обучению
    • Условия приема
    • Подготовка к ЕГЭ
    • Частые вопросы
    • Результат обучения
  • Факультет
    • Персоналии
    • Партнеры
    • История
    • Контакты
    • Петербург
    • Дворец Бобринских
  • Структура
    • Кафедры
      • Кафедра междисциплинарных исследований в области языков и литературы
      • Кафедра междисциплинарных исследований и практик в области искусств
      • Кафедра проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук
      • Кафедра проблем междисциплинарного синтеза в области социальных и гуманитарных наук
      • Кафедра теории и методики преподавания искусств и гуманитарных наук
    • Коллегиальные органы управления
      • Ученый совет
      • Совет молодых ученых
      • Студенческий совет
      • Совет программы «Свободные искусства и науки»
      • Совет программы «Арт-критика»
      • Совет программы «Когнитивные исследования»
      • Совет программы «Кураторские исследования»
      • Совет программы «Межкультурное образование»
      • Совет программы «Музыкальная критика»
    • Институт когнитивных исследований
  • События
    • # абитуриентам
    • # искусствознание
    • # история
    • # кино и видео
    • # когнитивистика
    • # литература
    • # методология и методика преподавания
    • # музыка
    • # права человека
    • # социология и политология
    • # студентам
    • # технологии
    • # философия
    • # французские исследования
    • # экономика
    Показать ещеСкрыть
  • Направления научной деятельности
    • Искусствознание
    • Исследование экономической культуры
    • Когнитивистика
  1. Обучение
  2. Результат обучения
Магистратура
2022 год

Мария Кохова

Когнитивные исследования
Кохова
Тема диплома
Обработка прозаического и стихотворного текста: экспериментальное исследование интонационных отличий
Научный руководитель
Наталия Слюсарь

Около 30 лет назад выдающимися отечественными стиховедами Михаилом Гаспаровым и Татьяной Скулачёвой был начат проект «Лингвистика стиха», в рамках которого ученые обнаружили ряд лингвистических особенностей стиха, отличающих его от прозы. В частности, были описаны различия на уровне интонации. Однако до настоящего момента оставалось неясным, заметны ли описанные лингвистами интонационные особенности стиха для слушателя?

В рамках магистерской диссертации мы вместе с моим научным руководителем Наталией Слюсарь попытались выяснить, различимы ли стих и проза по одной лишь интонации, при этом на двух уровнях: в случае, если осуществляется сознательный контроль — ставится задача различения, и если информация перерабатывается на неосознаваемом уровне. Так, мы провели отдельно поведенческий эксперимент и затем — ЭЭГ-исследование.

В наших экспериментах были очень необычные стимулы: фактически из записей чтения фрагментов стиха и прозы были удалены слова — участники экспериментов слышали только интонацию (в принципе, подобный эффект вы можете наблюдать и без специальной технической обработки — когда напеваете песню, не помня слов). Стимулы были предоставлены московскими коллегами-лингвистами — Александром Костюком и Татьяной Скулачёвой. В результате двух экспериментов мы обнаружили различия в восприятии интонации стиха и прозы как на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровне — идея стиховедов об особой стиховой интонации нашла свое подтверждение.

Думаю, что проведение исследований такого по-настоящему междисциплинарного характера в нашей стране мало где возможно. Наши преподаватели — профессионалы, давно зарекомендовавшие себя в научном сообществе. Обучаться в такой среде — дорогого стоит. На одинаково высоком уровне преподаются и лингвистика, и психология, и нейрофизиология, и программирование. Особенно ценно, на мой взгляд, что эти знания — современные.

Я очень благодарна преподавателям программы за то, что, помимо предметных знаний, нам был дан навык ведения научной работы. Как грамотно подойти к проведению исследования, что нужно при этом учитывать? Какие существуют этические нормы в научном сообществе? В каком виде и где хранить экспериментальные данные, а также как лучше и удобнее с ними работать? Одним словом, нам был задан четкий методологический вектор научной деятельности, которого мы, выпускники, безусловно, будем стараться придерживаться и дальше.


  1. Обучение
  2. Результат обучения

Адрес факультета
190000, Россия, Санкт-Петербург,
ул. Галерная, 58–60

Поступающим
+7 (812) 363–66–29

Студентам
+7 (812) 320–07–26, +7 (812) 320–07–21

Приемная декана
+7 (812) 320–07–29

Канцелярия
+7 (812) 324–07–45


Форма для связи
  • Telegram
  • VKontakte
  • Vimeo
  • Сведения об СПбГУ 
  • Система обеспечения качества образования 
  • Результаты заседания комиссии по переводам и восстановлениям
  • Онлайн-курсы 
  • Библиотека 
  • Партнеры 
  • Центр экспертиз 
  • Новости и события СПбГУ 
  • Ректорские совещания 
  • Перезагрузка 
  • Виртуальная приемная 
  • Список и рейтинг научно-педагогических работников
  • Архив: реорганизация
©2023 Санкт-Петербургский государственный университет. Сделано Deasign в сотрудничестве с СПбГУ
  • Обучение
  • Факультет
  • Структура
  • Календарь
Этот сайт использует cookies для сбора статистики и анализа работы сайта. Мы стараемся улучшить нашу работу, для этого мы подключили аналитические инструменты. Просим согласиться на сбор и обработку ваших метаданных или отключить cookies в настройках браузера.