Институт когнитивных исследований
Институт основан в 2020 году на базе одноименной лаборатории, которая была создана в 2007 году для изучения познания, мышления, восприятия и других мозговых механизмов и сложных форм поведения. Сейчас институт — самостоятельное подразделение СПбГУ и не входит в состав факультета. Специалисты института — лингвисты, нейрофизиологи, экспериментальные психологи — обеспечивают реализацию магистерской программы «Когнитивные исследования» и одноименной специализации в рамках бакалаврской программы.
Директор института

Исполняющая обязанности заведующей кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук, директор института когнитивных исследований, доктор биологических наук, член-корреспондент Российской академии образования, член совета программы «Когнитивные исследования»
Татьяна Черниговская много лет занималась организацией Конференции по нелинейной динамике (Нижний Новгород, 2011–2017) и Международной конференции по когнитивной науке (2004–2016), на которую съезжаются ведущие отечественные и зарубежные ученые; вместе с коллегами подготовила и провела цикл международных конференций «Санкт-Петербургский зимний симпозиум по экспериментальным исследованиям языка и речи — The Night Whites Language Workshop» (2011, 2014, 2015, 2018).
Помимо петербургского симпозиума, сотрудники принимают активное участие в организации различных международных конференций: 7th Tutorial and Research Workshop on Experimental Linguistics (ExLing 2016), 6th Colloquium «Semantics and Philosophy in Europe» (2013), а также ежегодно выступают на крупнейших научных форумах по экспериментальной лингвистике (Conference on Human Sentence Processing, Architectures and Mechanisms of Language Processing), исследованию зрительного восприятия (European Conference on Eye Movements, European Conference on Visual Perception), экспериментальной психологии (Conference of the European Society for Cognitive Psychology) и многих других.
За годы работы было реализовано около полутора десятков научных проектов, поддержанных российскими научными фондами (РГНФ, РФФИ, РНФ), федеральными целевыми программами Министерства образования, а также внутренними грантами СПбГУ.
ТЕМАТИКА ПРОЕКТОВ
- Изучение зрительного восприятия
- Изучение механизмов порождения и восприятия речи
- Изучение механизмов чтения
- Изучение психофизиологического обеспечения сложной когнитивной деятельности
(например, синхронного перевода)
Проекты
Участие в эксперименте
Институт когнитивных исследований приглашает вас принять участие в исследованиях речи, чтения и визуального восприятия. В обмен на ваше время мы расскажем все о методах и принципах научного эксперимента, а в некоторых случаях сможем дать обратную связь по материалу исследования. Если вам это интересно, заполните, пожалуйста, следующую форму, и мы обязательно свяжемся с вами.
Учебный центр
Институт также функционирует как учебный центр для студентов бакалавриата и магистратуры — здесь выполняются курсовые и дипломные работы, магистерские и кандидатские диссертации. Во время обучения каждый студент проходит научную практику и реализует собственное экспериментальное исследование, используя оборудование и ресурсы института. Для студентов-выпускников, которые хотели бы продолжить научную карьеру в стенах Университета, предусмотрены ставки инженеров-исследователей, чтобы они могли полноценно участвовать в проектах.
Для поддержки магистерской программы «Когнитивные исследования» создан Совет, который способствует повышению ее качества и развитию исследований в данной области. Руководит Советом доктор медицинских наук, научный руководитель научного отдела физиологии сенсорных систем Института физиологии РАН имени И. П. Павлова Юрий Шелепин, который в 2021 году удостоен премии РАН в области физиологии нервной системы за изучение зрения человека.
При участии сотрудников института создан онлайн-курс «Психолингвистика» на образовательных платформах «Открытое образование» и Coursera. Начиная с сентября 2019 года, сотрудники проводят «Когнитивный митап» — регулярные неформальные встречи со студентами, которые интересуются когнитивными исследованиями и планируют строить карьеру в научной сфере. Цель митапов состоит в том, чтобы обеспечить поддержку в решении конкретных практических вопросов и проблем, с которыми сталкиваются молодые исследователи. Встречи проходят каждые две недели, а в качестве ведущих приглашаются молодые ученые и преподаватели, активно занимающиеся научной работой. С сентября по декабрь 2019 года состоялось семь таких встреч, включая одну встречу-конференцию с выступлениями участников и их последующим обсуждением. На митапах обсуждались самые разные вопросы, начиная от специфики деловой переписки в академической среде и заканчивая написанием заявок на научные конкурсы.
Учебные курсы
Сотрудничество
Институт когнитивных исследований сотрудничает с научными и образовательными центрами России: Институтом физиологии имени И. П. Павлова (проект «Психофизиологические и нейролингвистические аспекты процесса распознавания вербальных и невербальных паттернов»), Институтом мозга человека имени Н. П. Бехтеровой РАН (проект «Изучение мозгового обеспечения когнитивной деятельности человека: фМРТ-ЭЭГ исследование функциональной организации мозговых систем, вовлекаемых в обеспечение порождения и восприятия элементов речи»), Нижегородским государственным университетом имени Н. И. Лобачевского (проект «Динамика функционального состояния человека при реализации синхронного перевода»), Пермским государственным национальным исследовательским университетом (проект «Механизмы чтения и интерпретации текста на родном и неродном языках: междисциплинарное экспериментальное исследование с использованием методов регистрации движения глаз, визуальной аналитики и технологий виртуальной реальности»), Российской академией образования (участие в разработке и реализации программ на базе образовательного центра «Сириус»), Региональным центром выявления и поддержки одаренных детей «Интеллект» (участие в разработке и реализации образовательных программ «Когнитивные исследования. Лингвистика», «Когнитивные исследования. Психология»). С «Сириусом» институт связывают все более тесные отношения: руководитель института Татьяна Черниговская и ее сотрудники регулярно читают лекции и проводят семинары; летом 2017 года открылась научная смена по направлению «Когнитивные исследования» для школьников старших классов, планируется создание филиала института на базе учебного центра «Сириус».
В разные годы сотрудники института принимали участие в международных проектах совместно с Мерилендским универститетом (США), Университетом Штата Нью-Йорк (США), Университетом Помпеу Фабра (Испания), Лондонским университетом (Великобритания), Утрехтским университетом (Голландия), Университетом Тромсе (Норвегия), Университетом Осло (Норвегия), Центром исследований перевода и переводческих технологий Копенгагенской школы бизнеса (Дания), лабораторией Eyelab (Германия) и т. д.
При институте действует Петербургский семинар по когнитивным исследованиям, который возобновил работу в декабре 2011 года. Его цель — взаимообогащение знаниями представителей наук, исследующих познание и его эволюцию, интеллект, мышление, восприятие, сознание, представление и приобретение знаний, язык как средство познания и коммуникации, мозговые механизмы познания и сложные формы поведения. В рамках семинара состоялось более 80 выступлений ведущих мировых ученых в области психологии, нейробиологии, языкознания, а также философии, литературоведения, искусствоведения и других наук.
Публичные выступления
Ежедневно каждый человек пользуется достижениями разных областей науки, даже не задумываясь об этом. Однако по мере того, как растет востребованность осознанного потребления, индивидуального подхода и партисипаторности, все больше людей хотят понимать, как возникают те или иные решения, какие научные знания лежат в их основе, как с помощью науки улучшить качество жизнь каждого, приняв во внимание персональные особенности и условия.
Отвечая на эти вопросы, десятки ученых из разных областей преобразовывают сложный язык науки в доступное знание, понятное не только ученым. Сотрудники института не стоят в стороне от этих процессов и постоянно принимают участие в просветительских передачах, научно-популярных дискуссиях и беседах с научными журналистами.