Архитектура когнитивной системы с точки зрения динамической теории информации
В рамках Петербургского семинара по когнитивным исследованиям выступление Ольги Чернавской и Дмитрия Чернавского (Физический институт имени П. Н. Лебедева РАН, Москва) «Архитектура когнитивной системы с точки зрения динамической теории информации» (ул. Галерная, 58–60, ауд. 152).
Архитектура когнитивной системы, разработана на основе естественно-конструктивистского подхода (ЕКП) к моделированию когнитивных систем. ЕКП базируется на динамической теории информации, нейрофизиологиеских (нейропсихологических) данных и нейрокомпьютинге (на основе концепции динамического формального нейрона). Предлагаемая архитектура представляет собой сложную многоуровневую блочно-иерархическую конструкцию из нейропроцессоров разного типа, разделенную на две подсистемы, аналог правого (ПП) и левого (ЛП) полушарий мозга. Показано, что благодаря случайному элементу (шуму) и разным (дополнительным) законам обучения связей между нейронами, в такой системе реализуется следующая специализация подсистем: ПП отвечает за обучение новому и творчество, а ЛП — за работу с хорошо известной информацией. Выводы ЕКП сравниваются с другими популярными подходами (в частности, концепцией «когнитома», предложенной К. В. Анохиным). В рамках доклада будет рассмотрена идея эксперимента (с использованием техники фМРТ, ЭЭГ, МЭГ и др.) по анализу динамики возбуждения определенных зон мозга при решении когнитивных задач.
В предложенной архитектуре понятия «подсознание», «интуиция», «логическое мышление» имеют естественное и наглядное объяснение. В докладе будет представлена концепция, согласно которой эмоции тесно связаны с переходом активности межу подсистемами и изменением уровня шума в зависимости от стадии решения когнитивных проблем. Эффект неожиданности (неверный и / или несделанный прогноз) вызывает негативные эмоции, необходимость повышения амплитуды шума и активации ПП. В исследовании показано, что, в отличие от прагматических эмоций (связанных с достижением определенной цели), эстетические эмоции (порождаемые произведениями искусства и / или природы) можно интерпретировать на уровне слабых («серых») связей; излагается гипотеза, согласно которой понятие «шедевр» может быть связано с «парадоксом распознавания».