История цивилизаций

Познание прошлого — не досужий интерес, прихоть или каприз, а необходимое условие для уверенного самоощущения, психологического комфорта, возможности осознанных действий.

Обучение в рамках этой предметной области по программе «Свободные искусства и науки» предполагает знакомство с богатейшей, многоцветной палитрой фактов, явлений, процессов мировой истории, выявление причинно-следственных связей между ними, определение ведущего вектора цивилизационного развития. В то же время в ходе учебы неизбежно погружение в историографию, то есть процесс самопознания человечества, а также постижение тонкостей источниковедения — дисциплины, помогающей понять, как на основе письменных и других памятников прежних эпох ученый создает ткань исторического исследования. При этом навыки (в частности, интерпретации текстов), полученные студентами в процессе обучения, относятся к универсальным, то есть применимы в различных сферах знания.

Основные курсы

Существенная часть учебного плана посвящена изучению истории России и постсоветского пространства. История Российской империи и Советского Союза дает прекрасный материал для анализа и критического осмысления исторического опыта поликультурного, многоконфессинального и полиэтнического общества и государства, а географическое положение — в бывшей столице Российской империи и самом «европейском» российском городе — позволяет наполнить учебный план уникальным педагогическим и научным материалом.

Среди преподавателей — историки разных специализаций: античники, медиевисты, специалисты в области истории нового времени, знатоки российской истории, работающие часто в междисциплинарном режиме, то есть в соприкосновении и даже переплетении своей дисциплины с другими областями знания.

К особенностям преподавания можно отнести диалогизм, дискуссионность, сравнительно-историческую перспективу, критический анализ историографических традиций, национализма и национальных мифологий, акцент на изучение поликультурного опыта исторических империй и анализ функционирования исторической памяти, включая спорные и взаимоисключающие версии прошлого. В основу всего круга дисциплин положены следующие принципы:

  • восприятие современного мира как единого целого, а исторической эволюции — как движения к этому целому
  • историческим глобализм — признание неуклонно протекающего процесса растворения в едином историческом времени множества континентальных, региональных, национальных и прочих географически локализованных времен
  • историзм — понимание непреложности исторического подхода к восприятию, трактовке, оценке прошлого и рассмотрению его реалий с учетом исторической обстановки
  • понимание и различение иерархии исторических процессов и тенденций, то есть отделение магистральных, стержневых процессов и тенденций от боковых, частных, случайных, попятных, маргинальных, осознание, что путаница и подмена одних другими до неузнаваемости искажает реальность
  • различение многоуровневых процессов межцивилизационных контактов, понимание сущностных особенностей разных цивилизаций и осознание невозможности судить об одной из них в терминах другой
  • «закон сохранения прошлого» — осознание того, что, однажды появившись, исторические реалии уже бесследно не исчезают, а модифицируются, вступая во взаимосвязи с новыми данностями
  • понимание, что переживаемый ныне человечеством этап цивилизационной эволюции — это история все ускоряющейся глобализации антропогенных процессов и процессов экологического кризиса в их взаимосвязи и взаимообусловленности

Отзывы выпускников

1 отзыв