Арт-критика
Программа ориентирована на подготовку экспертов в области современной культуры, которые владеют различными подходами и методами, востребованными в художественной критике, музейном и архивном деле, в фестивальной и киноиндустрии, а также в научно-исследовательской работе.
В процессе обучения студенты получают исследовательские навыки, необходимые для работы с художественным материалом различных эпох, в том числе в сфере художественной критики и экспертизы. Они изучают теорию искусства, методологию искусствознания, историю художественной критики; овладевают умением устно и письменно анализировать кинотекст и произведения архитектуры, изобразительного и прикладного искусства, а также дизайна; учатся писать исторические справки и критические статьи; занимаются историей музеев и охраны памятников, актуальными проблемами гуманитарного знания и проблемами современной эстетики, вопросами современной теории образа и взаимодействия искусств; осваивают идеологию фестивального процесса.
Основные курсы
Избранные труды преподавателей
- Светлана Адоньева «Дух народа и другие духи» (СПб.: Пальмира, 2016. 404 с.)
- Алексей Бобриков «Другая история русского искусства» (М.: НЛО, 2012. 744 с.)
-
Глеб Ершов «Художник мирового расцвета. Павел Филонов» (СПб.: Изд-во ЕУСПб, 2015. 296 с.)
- Виктор Мазин «Лакан в кино» (СПб.: Сеанс, 2015. 336 с.)
- Виктор Мазин, Александр Погребняк «Незнайка и космос капитализма» (М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2016. 320 с.)
- Артем Радеев «Ницше и эстетика» (СПб.: Гуманитарный центр, 2013. 304 с.)
- Иван Саблин «Проблема классической картины в отечественном искусствознании» (СПб.: Петрополис, 2015. 492 с.)
- Нина Савченкова «Элементы поэтики психоанализа» (Ижевск: Ergo, 2014. 264 с.)
- Александр Степанов «Феноменология архитектуры Петербурга» (СПб.: Арка, 2016. 396 с.)
- Андрей Фоменко «Монтаж, фактография, эпос» (СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. 374 с.)
- Мария Чернышёва «Мимесис в изобразительном искусстве. От греческой классики до французского сюрреализма» (СПб.: Изд-во СПбГУ, 2013. 392 с.)
- Иван Чечот «От Бекмана до Брекера. Статьи и фрагменты» (СПб.: Сеанс, 2016. 626 с.)
Лучшие магистерские диссертации
- Лилит Акопян «Особенности киноязыка Сергея Параджанова»
- Ирина Борицкая «Позднее творчество И.Е.Репина: феномен и его отражение в отечественной художественной критике»
- Алексей Бочаров «Скука в кино как трансцендентально-эстетический опыт»
- Анастасия Гарнова «Рафаэль советский: вопросы истории изучения и популяризации творчества художника эпохи Ренессанса»
- Александра Гиппиус-Литвинова «Влияние видеоарта на современный авторский кинематограф: повествовательные структуры, телесность, тип героя»
- Мария Грибова «Фетишизация отсутствия: негативность в кинематографической репрезентации»
- Анастасия Гущина «Репрезентации Холокоста в аудиовизуальной форме комикса»
- Анастасия Демишкевич «Романная форма в современной медиакультуре»
- Вера Заварзина «Художественные репрезентации истерии в венском искусстве конца XIX — начала XX веков»
- Анна Кан «Трансформация эстетической программы официального советского искусства после 1953 года под влиянием западного импорта (вещей, идей и реальностей)»
- Олеся Карпуша «Оформление пластинки как произведение искусства (на примере творчества Роджера Дина, Сторма Торгерсона и Энди Уорхола)»
- Мария Лащева «Николай Копейкин. Феномен постсоветского ерничества в изобразительном искусстве»
- Валерия Моторуева «Постдокументальные стратегии в современном кинематографе»
- Анастасия Прасолова «Поэтика сказочного в творчестве Маттео Гарроне»
- Ольга Рябухина «Экспериментальный жилой дом из пластмасс Э22-59 в истории модульной мобильной архитектуры»
- Игорь Синельников «Художественно-политические стратегии квир-кино в современном социальном контексте»
- Екатерина Тараненко «Формирование западноевропейского городского центра на примере трех столиц: Хельсинки, Эдинбург, Барселона»
- Натела Тетруашвили «Фантомы античности в современной скульптуре. Паралимпийская серия Марка Куинна "Полное собрание мрамора"»
- Анна Тючкалова «Полиэкран в современном кино»
- Тун Чжан «Художник как мыслитель: интеллектуальные конструкции в современном визуальном искусстве»
- Юлия Южная «Визуальный и вербальный аспекты в новой российской кинокомедии»
Отзывы выпускников
8 отзывовВыпускники имеют возможность продолжить обучение, например, в аспирантуре Российского института истории искусств (Зубовского), где работает часть преподавателей программы, и где магистранты проходят практику. Они могут работать в музеях, архивах, библиотеках, выставочных залах, галереях, в системе охраны памятников, в журналистике, на телевидении и киностудиях, а также в высших учебных заведениях.
Как поступить?
Для поступления на программу необходимо подать документы и пройти вступительное испытание, которое проводится в письменной форме. Подробная информация об алгоритме поступления доступна на сайте Приемной комиссии СПбГУ.