Переводы и восстановления

Перевод на нашу бакалаврскую программу из других вузов осуществляется на основе общеуниверситетских правил. На этой странице вы можете узнать об условиях и сроках проведения аттестационных испытаний, а также получить контактную информацию.

Подробная информация о графике работы Центральной комиссии по переводам и восстановлениям (ЦКПиВ), Комиссии по принятию решений о переходе с платного обучения на бесплатное, а также Комиссии по приему документов в целях осуществления переводов и восстановлений размещена на официальном портале СПбГУ.

Информация о количестве вакантных мест публикуется на официальном портале СПбГУ в соответствующем разделе:

  • перед началом осеннего семестра количество вакантных мест публикуется в августе соответствующего учебного года
  • перед началом весеннего семестра количество вакантных мест публикуется не позднее рабочего дня, предшествующего дню заседания каждой Комиссии по приему документов в целях осуществления переводов и восстановлений.

По вопросам, связанным с переводами и восстановлениями, вы можете обратиться к начальнику Учебного отдела по направлению искусства и гуманитарные науки Екатерине Сергеевне Тарасовой по электронной почте: e.s.tarasova@spbu.ru.

Прием документов перед началом весеннего семестра 2023/24 учебного года осуществляется с 11 декабря 2023 года до 18:00 26 января 2024 года. Прием документов перед началом осеннего семестра 2024/25 учебного года — с 3 июня до 18:00 2 августа 2024 года.

Аттестационные испытания перед началом весеннего семестра 2023/24 учебного года пройдут 31 января 2024 года в 10:00, перед началом осеннего семестра 2024/25 учебного года — 12 августа 2024 года в 10:00.

Аттестационные испытания бакалавриата

  • Английский язык (письменная форма)

  • Введение в гуманитарные науки (письменная форма)

Аттестационные испытания магистратуры

  • Мотивационное письмо

Мотивационное письмо необходимо загрузить в личный кабинет в сроки подачи заявлений вместе с комплектом документов.

На этой странице представлена Программа аттестационного испытания по дисциплине «Английский язык» для участия в конкурсе на восстановление / перевод из другого ВУЗа / изменения образовательной программы для обучения по основным образовательным программам бакалавриата «Свободные искусства и науки» и «Искусства и гуманитарные науки» по направлению по направлению 50.03.01 «Искусства и гуманитарные науки»

Назначение аттестационного испытания

Определение соответствия уровня сформированности языковых навыков и речевых умений претендентов требованиям рабочей программы учебной дисциплины «Английский язык».

Характеристика содержательного блока аттестационного испытания

Аттестационное испытание по дисциплине «Английский язык» состоит из следующих разделов:

  • Чтение аутентичного текста
  • Ответы на вопросы по тексту
  • Написание эссе, комментирующее прочитанный текст

Задачи испытания

  • определить уровень сформированности умений претендента использовать любой тип чтения (понимание основного содержания, извлечение необходимой информации, полное понимание) текстов различной жанрово-стилистической принадлежности
  • определить уровень сформированности умения написать текст различной жанрово- стилистической принадлежности в соответствии с коммуникативной задачей: комментирование проблемы, обсуждаемой в статье.

В задании используются аутентичные тексты различного объема и жанрово-стилистической принадлежности: публицистический или научно-популярный (фрагмент статьи).

Проверяемые умения

  • умение извлекать необходимую фактическую / оценочную информацию из прочитанной статьи
  • умение установить логические связи между отдельными частями текста для того, чтобы полностью понять содержание прочитанной статьи
  • умение понять имплицитно представленную информацию: установить причинно-следственную связь, сделать вывод на основе сопоставления представленной информации
  • умение понять оценочную информацию (мнение / отношение), представленную в статье, рассказе
  • умение планировать письменное высказывание в соответствии с речевой ситуацией
  • умение использовать языковой материал в соответствии с коммуникативной задачей
  • умение правильно выбрать стиль речи в соответствии с коммуникативной задачей
  • умение логично и связно строить высказывание, правильно используя средства логической связи
  • умение обосновать точку зрения, развить аргументацию, указать причинно-следственные связи
  • умение представить различные точки зрения
  • умение подкрепить свою точку зрения примерами общего и частного характера
  • умение использовать прием перифраза
  • умение сравнить, сопоставить, указать различия
  • умение сделать вступление (определить тему / проблему)
  • умение сделать вывод / дать заключение
  • умение выразить модальность высказывания в соответствии с речевой ситуацией

Критерии оценивания

Чтение (ответы на вопросы по тексту)
  • необходимая фактическая информация из прочитанного текста извлечена верно
  • логические связи между отдельными частями текста для того, чтобы полностью понять содержание прочитанной статьи установлены верно
  • имплицитно представленная информация восстановлена верно
  • причинно-следственная связь выявлена верно
  • оценочная информация из прочитанного текста извлечена верно;

Оценка по каждому критерию осуществляется по шкале от 0 до 2, где 0 — полностью не соответствует критерию, 1 — частично соответствует, 2 — полностью соответствует.

Критерии оценивания эссе

Эссе оценивается по шкале: слабое (критерии не представлены / текст требует переработки), удовлетворительное (критерии представлены на допустимом уровне), сильное (критерии полностью представлены, продемонстрирован креативный подход) в соответствии со следующими критериями:

  • содержание эссе (информационное наполнение, идеи, суждения): слабое — 1, удовлетворительное — 2–3, сильное — 4–5
  • соответствие стиля эссе целевой аудитории: слабое — 1, удовлетворительное — 2–3, сильное — 4
  • выбор и правильное использование примеров, доказательств, аргументации: слабое — 0, удовлетворительное — 1–2, сильное — 3
  • сложность мышления (высказанных идей и суждений): слабое — 0, удовлетворительное — 0, сильное — 1
  • показанный уровень владения предметом (областью знаний): слабое — 0, удовлетворительное — 1, сильное — 2
  • уровень представленных обоснований и оценочных суждений: слабое — 0, удовлетворительное — 0, сильное — 1
  • структура эссе (логика построения аргументации, соответствие формату и структуре эссе заданного типа): слабое — 0, удовлетворительное — 1, сильное — 2
  • выбор, использование в эссе релевантных источников (текстовых материалов): слабое — 0, удовлетворительное — 1, сильное — 2
  • использование языка (эффективное, релевантное поставленным целям и задачам использование языковых средств, использование стилистических средств, образность языка): слабое — 0, удовлетворительное — 1, сильное — 2
  • новизна, оригинальность представленных идей, высказываний, суждений: слабое — 0, удовлетворительное — 0, сильное — 3

Для успешного прохождения испытания по английскому языку необходимо набрать не менее 7 баллов по разделу «Чтение» и не менее 12 баллов за эссе.

На этой странице представлена Программа аттестационного испытания по дисциплине «Введение в гуманитарные науки» для участия в конкурсе на восстановление / перевод из другого ВУЗа / изменение образовательной программы для обучения по основным образовательным программам бакалавриата «Свободные искусства и науки» и «Искусства и гуманитарные науки» по направлению 50.03.01 «Искусства и гуманитарные науки»

В рамках блока по основам гуманитарных наук проверяется наличие у претендентов представления об основных эпохах развития европейской культуры и интеллектуальной традиции, а также о месте европейской культуры среди других культур. Аттестационное испытание предусматривает написание письменной работы объемом не менее 3000 знаков. В день аттестационного испытания каждому претенденту будет предложено выбрать 1 из 3 присланных тем и за отведенное время представить письменную работу. Претендент должен раскрыть тему, продемонстрировав знакомство с основными текстами, входящими в программу «Введение в гуманитарные науки», а также необходимые умения и навыки.

Темы

Ниже представлены темы, с которыми необходимо познакомиться для успешного написания письменной работы (указанные темы не являются темами для письменной работы).

  1. Классическая греческая цивилизация: истоки и судьба
  2. Формы государственного устройства в Древней Греции
  3. Государственные лидеры Античности
  4. Войны в Античной цивилизации
  5. Подчинение Греции Риму
  6. Древнегреческое искусство: периодизация и проблематика
  7. Этапы истории и особенности древнегреческой религии
  8. Древнегреческая литература и театр
  9. Возникновение теоретического знания в Древней Греции
  10. Основные философские школы Древней Греции
  11. Воспитание и педагогическая мысль Древней Греции (Концепция мусического)
  12. Поэтика Аристотеля и ее роль в формировании и истории наук о литературе
  13. Возникновение римского государства
  14. Превращение Рима в мировую державу и Римская империя
  15. Развитие и особенности римской литературы
  16. Актуальность античной культуры: что привлекает нас сегодня в древней литературе и философии.
  17. Рецепция античной культуры в эпоху Возрождения
  18. Искусство итальянского Возрождения
  19. Политические теории нового времени
  20. Литература и искусство Нового времени: проблема периодизации
  21. Романтизм в литературе и искусстве
  22. Что такое Просвещение?
  23. Немецкий идеализм — вершина новоевропейской философии.
  24. XIX век — «век революций» или «век капитала»

Основные тексты

  1.  Августин «Исповедь»
  2. Аристотель «Поэтика»
  3. Аристофан «Облака», «Лягушки»
  4. Вагнер Р. «Произведение искусства будущего»
  5. Вебер М. «Протестантская этика и дух капитализма»
  6. Геродот «История»
  7. Гомер «Одиссея», «Илиада»
  8. Гоббс Т. «Левиафан»
  9. Гофман Э. Т. А. «Житейские воззрения кота Мурра»
  10. Еврипид «Медея»
  11. Дефо Д. «Робинзон Крузо»
  12. Декарт Р. «Размышления о методе»
  13. Достоевский Ф. М. «Записки из подполья»
  14. Кант И. «Что такое Просвещение»
  15. Кьеркегор С. «Страх и трепет»
  16. Лессинг Г. Э. «Лаокоон»
  17. Локк Дж. «Второй трактат о правлении»
  18. Лукреций «О природе вещей»
  19. Макиавелли Н. «Государь»
  20. Маркс К., Энгельс Ф. «Манифест коммунистической партии»
  21. Ницше Ф. «Генеалогия морали»
  22. Овидий «Скорбные элегии»
  23. Платон «Государство», «Федон», «Апология Сократа»
  24. Плутарх «Перикл»
  25. Расин Ж. «Андромаха»
  26. Руссо Ж.-Ж. «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми»
  27. Сенека «Нравственные письма к Луцилию»
  28. Сервантес «Дон Кихот»
  29. Софокл «Антигона»
  30. Токвиль А. «Демократия в Америке»
  31. Шекспир У. «Гамлет», «Король Лир»

Литература для подготовки

  1. Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика Просвещения. М.: Ювента, 1997
  2. Античная музыкальная эстетика. Вступ. очерк и собр. текстов А. Ф. Лосева. М.: Музгиз, 1960
  3. Всемирная история в 6 томах. Отв. ред. А. Чубарьян. М.: Наука, 2011–2014
  4. Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. М., 1972
  5. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция: рассказы о древнегреческой культуре. М., 2000
  6. Гомбрих Э. История искусства. М., 1998
  7. История искусства зарубежных стран: Средние века и Возрождение. М., 1982
  8. Ливанова Т. Западноевропейская музыка XVII–XVIII веков в ряду искусств. М., 1977
  9. Рассел Б. История западной философии (любое издание)
  10. Янсон Х. В., Янсон Э. Ф. Основы истории искусств. СПб, 2002

Проверяемые навыки и умения

  • навык анализировать философские, методологические и художественные тексты
  • умение понимать содержание анализируемых текстов в сопоставлении друг с другом
  • умение учитывать комплекс основных частей культуры при анализе отдельных культурных явлений
  • умение пользоваться основными понятиями и терминами анализа культурно-исторических явлений
  • навык опознавать место этих понятий и терминов в системе гуманитарного знания
  • навык применять на практике представления о возникновении и развитии дисциплин гуманитарных наук
  • навык осознанного выбора методов анализа историко-культурных явлений
  • умение подвергать методологической рефлексии способы своего мышления.

Критерии оценивания

Успешность работы оценивается по шкале от 0 до 10 баллов по каждому из десяти критериев. Балл 10 указывает на максимальное соответствие требованиям критерия. Балл 0 указывает на полное несоответствие требованиям критерия.

  1. Работа вычитана и не содержит опечаток. Правописание, пунктуация, грамматика, оформление цитат
  2. Стиль работы. Мысли выражены четко и не многословно, использованные термины уместны и точны (корректирующий коэффициент, определяемый спецификой дисциплинарной области, жанром задания, и пр. — 2)
  3. Структура работы. Текст логично поделен на соразмерные абзацы (корректирующий коэффициент, определяемый спецификой дисциплинарной области, жанром задания, и пр. — 0,5)
  4. Аргументированность работы. Предложенные в работе тезисы подтверждены хорошо проанализированными и выверенными доказательствами, примерами, ссылками на авторитетные источники
  5. Соответствие работы поставленной / заявленной цели
  6. Проработанность темы / тезиса. История вопроса освещена, авторская позиция мотивирована, тема / тезис помещены в надлежащий исторический контекст (корректирующий коэффициент, определяемый спецификой дисциплинарной области, жанром задания, и пр. — 0,5)
  7. Интеллектуальная глубина. Способность отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного, способность охватить вопрос в целом, не теряя из виду исходных данных соответствующей задачи
  8. Широта мышления. Способность видеть многовариантность в решении проблемы
  9. Критичность мышления. Умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, подвергать их критической оценке, отбрасывать неправильное решение, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи
  10. Креативность мышления. Оригинальность мысли, свобода от «общих мест», клише и стереотипов

Для успешного прохождения испытания по дисциплине «Введение в гуманитарные науки» необходимо набрать не менее 60 баллов.

Все письменные работы проверяются на наличие неправомерных заимствований. В случае обнаружения в тексте неправомерных заимствований более 10%, претендент получает за выполнение задания 0 баллов.

Результаты аттестационных испытаний

Результат прохождения каждого аттестационного испытания — «аттестован» / «не аттестован». Аттестационные испытания считаются пройденными при получении положительного результата по каждой учебной дисциплине.

Ниже представлены требования к мотивационному письму для участия в конкурсе на восстановление / перевод из другого ВУЗа / изменение образовательной программы для обучения по основным образовательным программам магистратуры «Арт-критика», «Музыкальная критика», «Кураторские исследования» по направлению «Искусства и гуманитарные науки».

В мотивационном письме приводятся обоснования причин выбора профиля (далее — профиль в значении «профессиональная траектория»), в том числе обосновывается способность обучаться на данном профиле.

Мотивационное письмо оценивается по четырем содержательным критериям. Если хотя бы по одному из критериев претендент получает 0 баллов, общая оценка за мотивационное письмо — 0 баллов. Если мотивационное письмо содержит менее 3500 знаков, более 6000 знаков или имеет неправильное оформление, общая оценка за мотивационное письмо — 0 баллов.

Количество баллов может быть снижено в случае орфографических, грамматических или стилистических ошибок. Наличие любой ошибки снижает оценку за мотивационное письмо на 1 балл. В случае если количество ошибок больше 10, общая оценка за мотивационное письмо — 0 баллов.

Максимальное количество баллов — 35. Для того чтобы мотивационное письмо было засчитано, необходимо набрать более 26 баллов.

Ниже представлены требования к мотивационному письму для перевода из других вузов или изменения образовательной программы (в том числе изменения профиля / профессиональной траектории) на направление «Искусства и гуманитарные науки».

В мотивационном письме приводятся обоснования причин выбора профиля (далее — профиль в значении «профессиональная траектория»), в том числе обосновывается способность обучаться на данном профиле.

Мотивационное письмо оценивается по четырем содержательным критериям. Если хотя бы по одному из критериев претендент получает 0 баллов, общая оценка за мотивационное письмо — 0 баллов. Если мотивационное письмо содержит менее 3500 знаков, более 6000 знаков или имеет неправильное оформление, общая оценка за мотивационное письмо — 0 баллов.

Количество баллов может быть снижено в случае орфографических, грамматических или стилистических ошибок. Наличие любой ошибки снижает оценку за мотивационное письмо на 1 балл. В случае если количество ошибок больше 10, общая оценка за мотивационное письмо — 0 баллов.

Максимальное количество баллов — 35. Для того чтобы мотивационное письмо было засчитано, необходимо набрать более 26 баллов.

Документы и документально подтвержденные факты, подлежащие оценке, критерии оценки и количество баллов

1. Обоснование выбора профиля; соответствие выбора данного профиля заявленному научному интересу  — 10 баллов
  • Представлены основания (более 3) для выбора профиля, научный интерес полностью соответствует выбору данного профиля — 10 баллов;
  • Представлены основания (2–3), научный интерес частично соответствует выбору данного профиля — 4–6 баллов
  • Представлено 1 основание, научный интерес лишь отдаленно соответствует выбору данного профиля — 1 балл
  • Отсутствие оснований для выбора профиля, научный интерес не соответствует выбору данного профиля — 0 баллов
2. Соотношение предыдущего академического и научного опыта и / или личностных качеств со знаниями, умениями и навыками, предъявляемыми к претенденту — 10 баллов
  • Предыдущий академический и научный опыт и / или личностные качества полностью соответствуют компетенциям, требуемым от претендента — 10 баллов
  • Предыдущий академический и научный опыт и / или личностные качества частично соответствуют компетенциям, требуемым от претендента — 4–6 баллов
  • Предыдущий академический и научный опыт и / или личностные качества не соответствуют компетенциям, требуемым от претендента — 0 баллов
3. Ожидания от обучения на профиле, теоретические и практические навыки, которые претендент ожидает получить в процессе обучения — 5 баллов
  • Ожидания претендента представлены в развернутой форме и полностью соответствуют компетенциям, формируемым в процессе обучения на профиле — 5 баллов
  • Ожидания претендента представлены в развернутой форме и частично соответствуют целям и компетенциям, формируемым в процессе обучения на профиле — 2-3 балла
  • Ожидания претендента не представлены в развернутой форме и / или полностью не соответствуют компетенциям, формируемым в процессе обучения на профиле — 0 баллов
4. Планируемое дальнейшее профессиональное и / или академическое развитие после окончания обучения — 10 баллов
  • Претендент представляет свое дальнейшее профессиональное и / или академическое развитие после окончания обучения и понимает, как данный профиль может помочь ему в достижении этих целей — 10 баллов;
  • Претендент имеет частичное представление о своем дальнейшем профессиональном и / или академическом развитии после окончания обучения и может описать, как данный профиль может помочь ему в достижении этих целей — 4–6 баллов;
  • Претендент не имеет представления о своем дальнейшем профессиональном и / или академическом развитии или не может описать, как данный профиль может помочь ему в достижении этих целей — 0 баллов

Заседание Центральной комиссии по переводам и восстановлениям и Комиссии по принятию решений о переходе с платного обучения на бесплатное от 22 апреля 2024

Список заявителей, в отношении которых Центральной комиссией по переводам и восстановлениям принята положительная рекомендация

За счет бюджетных ассигнований

  1. Громова Полина Владимировна (1 курс бакалавриата): перевести
  2. Дорофеева Олеся Олеговна (1 курс бакалавриата): рекомендован перевод на договорную (платную) основу (за счет ассигнований федерального бюджета — отказ, разница в учебных планах более 10 дисциплин)

К сведению заявителей, в отношении которых Центральной комиссией по переводам и восстановлениям, Комиссией по изменению основы обучения принята положительная рекомендация о переводе или восстановлении на договорную (платную) основу обучения: в соответствии с п. 7.10 Приложения к приказу от 12.12.2018 № 11980/1 в случае принятия положительной рекомендации Центральной комиссией договоры об образовании подлежат заключению в течение десяти рабочих дней со дня заседания соответствующей комиссии, за исключением случаев перевода обучающегося из другой образовательной организации.