Переводы и восстановления
Перевод на нашу бакалаврскую программу из других вузов осуществляется на основе общеуниверситетских правил. На этой странице вы можете узнать об условиях и сроках проведения аттестационных испытаний, а также получить контактную информацию.
Подробная информация о графике работы Центральной комиссии по переводам и восстановлениям (ЦКПиВ), Комиссии по принятию решений о переходе с платного обучения на бесплатное, а также Комиссии по приему документов в целях осуществления переводов и восстановлений размещена на официальном портале СПбГУ.
Информация о количестве вакантных мест публикуется на официальном портале СПбГУ в соответствующем разделе:
- перед началом осеннего семестра количество вакантных мест публикуется в августе соответствующего учебного года
- перед началом весеннего семестра количество вакантных мест публикуется не позднее рабочего дня, предшествующего дню заседания каждой Комиссии по приему документов в целях осуществления переводов и восстановлений.
По вопросам, связанным с переводами и восстановлениями, вы можете обратиться к начальнику Учебного отдела по направлению искусства и гуманитарные науки Екатерине Сергеевне Тарасовой по электронной почте: e.s.tarasova@spbu.ru.
Прием документов перед началом весеннего семестра 2023/24 учебного года осуществляется с 11 декабря 2023 года до 18:00 26 января 2024 года. Прием документов перед началом осеннего семестра 2024/25 учебного года — с 3 июня до 18:00 2 августа 2024 года.
Аттестационные испытания перед началом весеннего семестра 2023/24 учебного года пройдут 31 января 2024 года в 10:00, перед началом осеннего семестра 2024/25 учебного года — 12 августа 2024 года в 10:00.
Аттестационные испытания бакалавриата
-
Английский язык (письменная форма)
-
Введение в гуманитарные науки (письменная форма)
Аттестационные испытания магистратуры
- Мотивационное письмо
Мотивационное письмо необходимо загрузить в личный кабинет в сроки подачи заявлений вместе с комплектом документов.
На этой странице представлена Программа аттестационного испытания по дисциплине «Английский язык» для участия в конкурсе на восстановление / перевод из другого ВУЗа / изменения образовательной программы для обучения по основным образовательным программам бакалавриата «Свободные искусства и науки» и «Искусства и гуманитарные науки» по направлению по направлению 50.03.01 «Искусства и гуманитарные науки»
Назначение аттестационного испытания
Определение соответствия уровня сформированности языковых навыков и речевых умений претендентов требованиям рабочей программы учебной дисциплины «Английский язык».
Характеристика содержательного блока аттестационного испытания
Аттестационное испытание по дисциплине «Английский язык» состоит из следующих разделов:
- Чтение аутентичного текста
- Ответы на вопросы по тексту
- Написание эссе, комментирующее прочитанный текст
Задачи испытания
- определить уровень сформированности умений претендента использовать любой тип чтения (понимание основного содержания, извлечение необходимой информации, полное понимание) текстов различной жанрово-стилистической принадлежности
- определить уровень сформированности умения написать текст различной жанрово- стилистической принадлежности в соответствии с коммуникативной задачей: комментирование проблемы, обсуждаемой в статье.
В задании используются аутентичные тексты различного объема и жанрово-стилистической принадлежности: публицистический или научно-популярный (фрагмент статьи).
Проверяемые умения
- умение извлекать необходимую фактическую / оценочную информацию из прочитанной статьи
- умение установить логические связи между отдельными частями текста для того, чтобы полностью понять содержание прочитанной статьи
- умение понять имплицитно представленную информацию: установить причинно-следственную связь, сделать вывод на основе сопоставления представленной информации
- умение понять оценочную информацию (мнение / отношение), представленную в статье, рассказе
- умение планировать письменное высказывание в соответствии с речевой ситуацией
- умение использовать языковой материал в соответствии с коммуникативной задачей
- умение правильно выбрать стиль речи в соответствии с коммуникативной задачей
- умение логично и связно строить высказывание, правильно используя средства логической связи
- умение обосновать точку зрения, развить аргументацию, указать причинно-следственные связи
- умение представить различные точки зрения
- умение подкрепить свою точку зрения примерами общего и частного характера
- умение использовать прием перифраза
- умение сравнить, сопоставить, указать различия
- умение сделать вступление (определить тему / проблему)
- умение сделать вывод / дать заключение
- умение выразить модальность высказывания в соответствии с речевой ситуацией
Критерии оценивания
Чтение (ответы на вопросы по тексту)
- необходимая фактическая информация из прочитанного текста извлечена верно
- логические связи между отдельными частями текста для того, чтобы полностью понять содержание прочитанной статьи установлены верно
- имплицитно представленная информация восстановлена верно
- причинно-следственная связь выявлена верно
- оценочная информация из прочитанного текста извлечена верно;
Оценка по каждому критерию осуществляется по шкале от 0 до 2, где 0 — полностью не соответствует критерию, 1 — частично соответствует, 2 — полностью соответствует.
Критерии оценивания эссе
Эссе оценивается по шкале: слабое (критерии не представлены / текст требует переработки), удовлетворительное (критерии представлены на допустимом уровне), сильное (критерии полностью представлены, продемонстрирован креативный подход) в соответствии со следующими критериями:
- содержание эссе (информационное наполнение, идеи, суждения): слабое — 1, удовлетворительное — 2–3, сильное — 4–5
- соответствие стиля эссе целевой аудитории: слабое — 1, удовлетворительное — 2–3, сильное — 4
- выбор и правильное использование примеров, доказательств, аргументации: слабое — 0, удовлетворительное — 1–2, сильное — 3
- сложность мышления (высказанных идей и суждений): слабое — 0, удовлетворительное — 0, сильное — 1
- показанный уровень владения предметом (областью знаний): слабое — 0, удовлетворительное — 1, сильное — 2
- уровень представленных обоснований и оценочных суждений: слабое — 0, удовлетворительное — 0, сильное — 1
- структура эссе (логика построения аргументации, соответствие формату и структуре эссе заданного типа): слабое — 0, удовлетворительное — 1, сильное — 2
- выбор, использование в эссе релевантных источников (текстовых материалов): слабое — 0, удовлетворительное — 1, сильное — 2
- использование языка (эффективное, релевантное поставленным целям и задачам использование языковых средств, использование стилистических средств, образность языка): слабое — 0, удовлетворительное — 1, сильное — 2
- новизна, оригинальность представленных идей, высказываний, суждений: слабое — 0, удовлетворительное — 0, сильное — 3
Для успешного прохождения испытания по английскому языку необходимо набрать не менее 7 баллов по разделу «Чтение» и не менее 12 баллов за эссе.
На этой странице представлена Программа аттестационного испытания по дисциплине «Введение в гуманитарные науки» для участия в конкурсе на восстановление / перевод из другого ВУЗа / изменение образовательной программы для обучения по основным образовательным программам бакалавриата «Свободные искусства и науки» и «Искусства и гуманитарные науки» по направлению 50.03.01 «Искусства и гуманитарные науки»
В рамках блока по основам гуманитарных наук проверяется наличие у претендентов представления об основных эпохах развития европейской культуры и интеллектуальной традиции, а также о месте европейской культуры среди других культур. Аттестационное испытание предусматривает написание письменной работы объемом не менее 3000 знаков. В день аттестационного испытания каждому претенденту будет предложено выбрать 1 из 3 присланных тем и за отведенное время представить письменную работу. Претендент должен раскрыть тему, продемонстрировав знакомство с основными текстами, входящими в программу «Введение в гуманитарные науки», а также необходимые умения и навыки.
Темы
Ниже представлены темы, с которыми необходимо познакомиться для успешного написания письменной работы (указанные темы не являются темами для письменной работы).
- Классическая греческая цивилизация: истоки и судьба
- Формы государственного устройства в Древней Греции
- Государственные лидеры Античности
- Войны в Античной цивилизации
- Подчинение Греции Риму
- Древнегреческое искусство: периодизация и проблематика
- Этапы истории и особенности древнегреческой религии
- Древнегреческая литература и театр
- Возникновение теоретического знания в Древней Греции
- Основные философские школы Древней Греции
- Воспитание и педагогическая мысль Древней Греции (Концепция мусического)
- Поэтика Аристотеля и ее роль в формировании и истории наук о литературе
- Возникновение римского государства
- Превращение Рима в мировую державу и Римская империя
- Развитие и особенности римской литературы
- Актуальность античной культуры: что привлекает нас сегодня в древней литературе и философии.
- Рецепция античной культуры в эпоху Возрождения
- Искусство итальянского Возрождения
- Политические теории нового времени
- Литература и искусство Нового времени: проблема периодизации
- Романтизм в литературе и искусстве
- Что такое Просвещение?
- Немецкий идеализм — вершина новоевропейской философии.
- XIX век — «век революций» или «век капитала»
Основные тексты
- Августин «Исповедь»
- Аристотель «Поэтика»
- Аристофан «Облака», «Лягушки»
- Вагнер Р. «Произведение искусства будущего»
- Вебер М. «Протестантская этика и дух капитализма»
- Геродот «История»
- Гомер «Одиссея», «Илиада»
- Гоббс Т. «Левиафан»
- Гофман Э. Т. А. «Житейские воззрения кота Мурра»
- Еврипид «Медея»
- Дефо Д. «Робинзон Крузо»
- Декарт Р. «Размышления о методе»
- Достоевский Ф. М. «Записки из подполья»
- Кант И. «Что такое Просвещение»
- Кьеркегор С. «Страх и трепет»
- Лессинг Г. Э. «Лаокоон»
- Локк Дж. «Второй трактат о правлении»
- Лукреций «О природе вещей»
- Макиавелли Н. «Государь»
- Маркс К., Энгельс Ф. «Манифест коммунистической партии»
- Ницше Ф. «Генеалогия морали»
- Овидий «Скорбные элегии»
- Платон «Государство», «Федон», «Апология Сократа»
- Плутарх «Перикл»
- Расин Ж. «Андромаха»
- Руссо Ж.-Ж. «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми»
- Сенека «Нравственные письма к Луцилию»
- Сервантес «Дон Кихот»
- Софокл «Антигона»
- Токвиль А. «Демократия в Америке»
- Шекспир У. «Гамлет», «Король Лир»
Литература для подготовки
- Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика Просвещения. М.: Ювента, 1997
- Античная музыкальная эстетика. Вступ. очерк и собр. текстов А. Ф. Лосева. М.: Музгиз, 1960
- Всемирная история в 6 томах. Отв. ред. А. Чубарьян. М.: Наука, 2011–2014
- Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. М., 1972
- Гаспаров М. Л. Занимательная Греция: рассказы о древнегреческой культуре. М., 2000
- Гомбрих Э. История искусства. М., 1998
- История искусства зарубежных стран: Средние века и Возрождение. М., 1982
- Ливанова Т. Западноевропейская музыка XVII–XVIII веков в ряду искусств. М., 1977
- Рассел Б. История западной философии (любое издание)
- Янсон Х. В., Янсон Э. Ф. Основы истории искусств. СПб, 2002
Проверяемые навыки и умения
- навык анализировать философские, методологические и художественные тексты
- умение понимать содержание анализируемых текстов в сопоставлении друг с другом
- умение учитывать комплекс основных частей культуры при анализе отдельных культурных явлений
- умение пользоваться основными понятиями и терминами анализа культурно-исторических явлений
- навык опознавать место этих понятий и терминов в системе гуманитарного знания
- навык применять на практике представления о возникновении и развитии дисциплин гуманитарных наук
- навык осознанного выбора методов анализа историко-культурных явлений
- умение подвергать методологической рефлексии способы своего мышления.
Критерии оценивания
Успешность работы оценивается по шкале от 0 до 10 баллов по каждому из десяти критериев. Балл 10 указывает на максимальное соответствие требованиям критерия. Балл 0 указывает на полное несоответствие требованиям критерия.
- Работа вычитана и не содержит опечаток. Правописание, пунктуация, грамматика, оформление цитат
- Стиль работы. Мысли выражены четко и не многословно, использованные термины уместны и точны (корректирующий коэффициент, определяемый спецификой дисциплинарной области, жанром задания, и пр. — 2)
- Структура работы. Текст логично поделен на соразмерные абзацы (корректирующий коэффициент, определяемый спецификой дисциплинарной области, жанром задания, и пр. — 0,5)
- Аргументированность работы. Предложенные в работе тезисы подтверждены хорошо проанализированными и выверенными доказательствами, примерами, ссылками на авторитетные источники
- Соответствие работы поставленной / заявленной цели
- Проработанность темы / тезиса. История вопроса освещена, авторская позиция мотивирована, тема / тезис помещены в надлежащий исторический контекст (корректирующий коэффициент, определяемый спецификой дисциплинарной области, жанром задания, и пр. — 0,5)
- Интеллектуальная глубина. Способность отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного, способность охватить вопрос в целом, не теряя из виду исходных данных соответствующей задачи
- Широта мышления. Способность видеть многовариантность в решении проблемы
- Критичность мышления. Умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, подвергать их критической оценке, отбрасывать неправильное решение, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи
- Креативность мышления. Оригинальность мысли, свобода от «общих мест», клише и стереотипов
Для успешного прохождения испытания по дисциплине «Введение в гуманитарные науки» необходимо набрать не менее 60 баллов.
Все письменные работы проверяются на наличие неправомерных заимствований. В случае обнаружения в тексте неправомерных заимствований более 10%, претендент получает за выполнение задания 0 баллов.
Результаты аттестационных испытаний
Результат прохождения каждого аттестационного испытания — «аттестован» / «не аттестован». Аттестационные испытания считаются пройденными при получении положительного результата по каждой учебной дисциплине.
Ниже представлены требования к мотивационному письму для участия в конкурсе на восстановление / перевод из другого ВУЗа / изменение образовательной программы для обучения по основным образовательным программам магистратуры «Арт-критика», «Музыкальная критика», «Кураторские исследования» по направлению «Искусства и гуманитарные науки».
В мотивационном письме приводятся обоснования причин выбора профиля (далее — профиль в значении «профессиональная траектория»), в том числе обосновывается способность обучаться на данном профиле.
Мотивационное письмо оценивается по четырем содержательным критериям. Если хотя бы по одному из критериев претендент получает 0 баллов, общая оценка за мотивационное письмо — 0 баллов. Если мотивационное письмо содержит менее 3500 знаков, более 6000 знаков или имеет неправильное оформление, общая оценка за мотивационное письмо — 0 баллов.
Количество баллов может быть снижено в случае орфографических, грамматических или стилистических ошибок. Наличие любой ошибки снижает оценку за мотивационное письмо на 1 балл. В случае если количество ошибок больше 10, общая оценка за мотивационное письмо — 0 баллов.
Максимальное количество баллов — 35. Для того чтобы мотивационное письмо было засчитано, необходимо набрать более 26 баллов.
Ниже представлены требования к мотивационному письму для перевода из других вузов или изменения образовательной программы (в том числе изменения профиля / профессиональной траектории) на направление «Искусства и гуманитарные науки».
В мотивационном письме приводятся обоснования причин выбора профиля (далее — профиль в значении «профессиональная траектория»), в том числе обосновывается способность обучаться на данном профиле.
Мотивационное письмо оценивается по четырем содержательным критериям. Если хотя бы по одному из критериев претендент получает 0 баллов, общая оценка за мотивационное письмо — 0 баллов. Если мотивационное письмо содержит менее 3500 знаков, более 6000 знаков или имеет неправильное оформление, общая оценка за мотивационное письмо — 0 баллов.
Количество баллов может быть снижено в случае орфографических, грамматических или стилистических ошибок. Наличие любой ошибки снижает оценку за мотивационное письмо на 1 балл. В случае если количество ошибок больше 10, общая оценка за мотивационное письмо — 0 баллов.
Максимальное количество баллов — 35. Для того чтобы мотивационное письмо было засчитано, необходимо набрать более 26 баллов.
Документы и документально подтвержденные факты, подлежащие оценке, критерии оценки и количество баллов
1. Обоснование выбора профиля; соответствие выбора данного профиля заявленному научному интересу — 10 баллов
- Представлены основания (более 3) для выбора профиля, научный интерес полностью соответствует выбору данного профиля — 10 баллов;
- Представлены основания (2–3), научный интерес частично соответствует выбору данного профиля — 4–6 баллов
- Представлено 1 основание, научный интерес лишь отдаленно соответствует выбору данного профиля — 1 балл
- Отсутствие оснований для выбора профиля, научный интерес не соответствует выбору данного профиля — 0 баллов
2. Соотношение предыдущего академического и научного опыта и / или личностных качеств со знаниями, умениями и навыками, предъявляемыми к претенденту — 10 баллов
- Предыдущий академический и научный опыт и / или личностные качества полностью соответствуют компетенциям, требуемым от претендента — 10 баллов
- Предыдущий академический и научный опыт и / или личностные качества частично соответствуют компетенциям, требуемым от претендента — 4–6 баллов
- Предыдущий академический и научный опыт и / или личностные качества не соответствуют компетенциям, требуемым от претендента — 0 баллов
3. Ожидания от обучения на профиле, теоретические и практические навыки, которые претендент ожидает получить в процессе обучения — 5 баллов
- Ожидания претендента представлены в развернутой форме и полностью соответствуют компетенциям, формируемым в процессе обучения на профиле — 5 баллов
- Ожидания претендента представлены в развернутой форме и частично соответствуют целям и компетенциям, формируемым в процессе обучения на профиле — 2-3 балла
- Ожидания претендента не представлены в развернутой форме и / или полностью не соответствуют компетенциям, формируемым в процессе обучения на профиле — 0 баллов
4. Планируемое дальнейшее профессиональное и / или академическое развитие после окончания обучения — 10 баллов
- Претендент представляет свое дальнейшее профессиональное и / или академическое развитие после окончания обучения и понимает, как данный профиль может помочь ему в достижении этих целей — 10 баллов;
- Претендент имеет частичное представление о своем дальнейшем профессиональном и / или академическом развитии после окончания обучения и может описать, как данный профиль может помочь ему в достижении этих целей — 4–6 баллов;
- Претендент не имеет представления о своем дальнейшем профессиональном и / или академическом развитии или не может описать, как данный профиль может помочь ему в достижении этих целей — 0 баллов
Заседание Центральной комиссии по переводам и восстановлениям и Комиссии по принятию решений о переходе с платного обучения на бесплатное от 22 апреля 2024
Список заявителей, в отношении которых Центральной комиссией по переводам и восстановлениям принята положительная рекомендация
За счет бюджетных ассигнований
- Громова Полина Владимировна (1 курс бакалавриата): перевести
- Дорофеева Олеся Олеговна (1 курс бакалавриата): рекомендован перевод на договорную (платную) основу (за счет ассигнований федерального бюджета — отказ, разница в учебных планах более 10 дисциплин)
К сведению заявителей, в отношении которых Центральной комиссией по переводам и восстановлениям, Комиссией по изменению основы обучения принята положительная рекомендация о переводе или восстановлении на договорную (платную) основу обучения: в соответствии с п. 7.10 Приложения к приказу от 12.12.2018 № 11980/1 в случае принятия положительной рекомендации Центральной комиссией договоры об образовании подлежат заключению в течение десяти рабочих дней со дня заседания соответствующей комиссии, за исключением случаев перевода обучающегося из другой образовательной организации.