Подход к обучению

Наша методика преподавания подразумевает индивидуальный подход к каждому студенту и направлена на создание атмосферы, в которой творческие и нестандартно мыслящие личности чувствовали бы себя максимально комфортно.

Наши студенты обучаются по индивидуальному плану, и у каждого из них есть шанс воспользоваться выбором и определить для себя самое интересное направление. Возможности выбора огромны — учебный план бакалавриата состоит из 12 предметных областей, а также включает около 250 различных курсов. В то же время индивидуальный образовательный маршрут каждого студента подчиняется определенным правилам и требованиям, что формирует у студентов ответственность и создает условия для высокого качества образования. Согласно учебному плану, за время обучения студент бакалавриата должен прослушать обязательные курсы, исполнить требования широты образования и выбранной предметной области, набрать 124 кредита (240 ECTS), из которых не менее 40 (80 ECTS) — вне выбранной предметной области.

Выбор предметной области (специализации) в бакалавриате происходит в конце второго года обучения — для этого студент должен пройти процедуру модерации (защиты модерационной работы). Для успешного окончания обучение студент должен прослушать базовые курсы и написать курсовую работу в рамках выбранной предметной области, пройти учебную и производственную практики, преддипломный семинар, а также итоговую аттестацию, которая состоит из междисциплинарного госэкзамена и защиты дипломной работы.

Требования широты образования обязывают студента за время обучения прослушать курсы, относящиеся к различным видам искусств, а также к гуманитарным, социальным, естественным и точным наукам. Для этого каждый студент должен посетить хотя бы один курс в рамках каждой из восьми дисциплинарных областей: визуальные искусства, история, концепции современного естествознания, математика и информатика, музыка, социальные науки, филология, философия.

Кредит — мера трудоемкости учебного курса. Европейскую систему перевода и накопления кредитов (European Credit Transfer and Accumulation System, ECTS) применяют европейские вузы в рамках Болонского процесса. Количество кредитов, получаемых за успешное прохождение курса, пропорционально числу академических часов аудиторных занятий и самостоятельной работы. Так, курс, который оценивается в 3 кредита (6 ECTS), как правило, подразумевает четыре академических часа аудиторных занятий в неделю. Учебная нагрузка студента составляет 30 ECTS в семестр или 240 ECTS за время обучения, причем не менее 80 ECTS должны быть получены вне выбранной предметной области.

В связи с тем, что Бард-колледж ежегодно принимает решение о выдаче своих дипломов выпускникам бакалавриата, оценка успеваемости студентов ведется параллельно в двух системах. Соответствие оценок российской и американской систем определяются следующим образом: отлично (5) — A, A-, B; хорошо (4) — B, B-, C; удовлетворительно (3) — C, C-, D; неудовлетворительно (2) — F.

Письменная работа студента должна представлять собой самостоятельно выполненный авторский текст. Автору необходимо указать все источники, использованные при работе над текстом, и аргументировать свою позицию. Если та или иная идея, конкретные факты получены автором несамостоятельно, он обязан указать источник сведений. На факультете очень серьезно относятся к фактам плагиата — заимствованию чужих идей и концепций, в результате которого нет возможности установить различие между авторским текстом и привнесенным в него чужим произведением. Независимо от того, сознательно ли был совершен плагиат или он случился по небрежности студента, за плагиат предполагается неудовлетворительная оценка по курсу или неудовлетворительная оценка курсовой или дипломной работы.

Для изучения студентам предлагаются курсы английского, немецкого, французского, итальянского и арабского языков. В течение первого года обучения изучение одного из иностранных языков является обязательным, при этом занятия проходят в небольших группах, а распределение студентов по группам осуществляется в ходе тестирования. В основе преподавания иностранных языков лежит концепция Европейского языкового портфеля, который определяет лингвистический, прагматический и социолингвистический набор языковых компетенций.

Академический студенческий обмен осуществляется в рамках двухсторонних соглашений между СПбГУ и вузами других стран. Студенты могут пройти обучение в одном из зарубежных вузов, с которыми заключены двухсторонние соглашения, а также принять участие в таких крупных международных программах студенческой мобильности, как Campus Europae, Erasmus Mundus External Cooperation Window, FIRST, Santander Universities и других. Информация об общеуниверситетских программах академической мобильности доступна на сайте СПбГУ в разделе «Международная деятельность». Помимо этого, наши студенты могут принять участие в программах академического обмена, предусмотренных в рамках соглашения с нашим американским партнером — Бард-колледжем. Независимо от того, принимал ли студент участие в программах академического обмена, все выпускники бакалавриата получают два диплома — диплом бакалавра искусств Бард-колледжа (Bachelor of Arts) и диплом бакалавра СПбГУ. По вопросам участия в студенческом обмене обращайтесь к Екатерине Борисовой по электронной почте: e.b.borisova@spbu.ru или по телефону: 7 (812) 324–07–72.

История Научной библиотеки имени М. Горького СПбГУ насчитывает более 230 лет, а книжное собрание насчитывает 7 млн томов. Книжный фонд отраслевого отдела, расположенного во дворце Бобринских и объединяющего около 20 тысяч единиц хранения, — его неотъемлемая часть. Поиск печатных изданий, находящихся в фонде библиотеки, и их электронный заказ осуществляется в электронном каталоге. Для удобства читателей в библиотеке введена система открытого доступа, а сами фонды организованы в виде тематических коллекций, среди которых коллекция герцогини Дианы Вюртембергской (книги по истории немецкого искусства и культуры), коллекция известного советского композитора и педагога Бориса Арапова (партитуры, книги о композиторах и музыкантах, а также книги по теории музыки), коллекция Аркадия Драгомощенко (англоязычная поэзия, антологии и научные издания по теории и философии искусства), коллекция по гендерным проблемам и другие.

Отраслевой отдел библиотеки работает с понедельника по пятницу с 10:00 до 21:00; в субботу с 10:00 до 18:00 (воскресенье — выходной день). За дополнительной информацией обращайтесь к Анне Варустиной по электронной почте: a.varustina@spbu.ru или по телефону: 7 (812) 324–12–70 (доб. 2213).

Электронные ресурсы библиотеки

В учебном процессе не последнее место отводится компьютерным технологиям и специальному оборудованию. Так, регистрация студентов на курсы проходит в дистанционной форме в университетской интранет-системе Blackboard. В качестве информационной интранет-среды для взаимодействия преподавателей, студентов и администрации внедрена система сетевого и дистанционного обучения Sakai. Благодаря этой системе студенты получают информацию о переносе занятий и мероприятиях, связанных с тематикой курса, а преподаватели дают консультации и комментирует письменные работы студентов.

Техническое оснащение, необходимое для сопровождения учебного процесса, включает специальное оборудование и программное обеспечение. Для курсов по кино-, фото- и видеопроцессу используются аналоговые и цифровые фото- и видеокамеры, галогенные и импульсные осветительные приборы, штативы и другие съемочные аксессуары. Занятия, посвященные освоению компьютерных технологий в музыке, композиции и аранжировке, аудиодизайну, опираются на программы, предназанченные для сочинения музыки и создания аранжировок, качественной записи звука, реставрирования фонограмм, монтажа сложнейшей многоканальной записи, в том числе и создания высококачественной звуковой дорожки к видео. Банк виртуальных музыкальных инструментов дает студентам возможность включить в свое произведение звучание засэмплированных инструментов симфонического оркестра, ударных инструментов, гитар, всемирно известных синтезаторов, живых и электрических роялей, органов, этнических инструментов. Техническая база позволяет студентам успешно осваивать современные аудиовизуальные технологии, кино- и видеопроцесс, а также заниматься компьютерным моделированием, используя пакеты Matlab, Statistica, Neuroshell 2, Genehunter, изучать движения глаз по изображению и проводить другие когнитивные исследования.