Действие и жест
В рамках семинара «Экономика и культура» выступление Моники Феррандо (Италия) «Аркадия как политическая парадигма» и Джорджо Агамбена (Италия) «Действие и жест» (ул. Галерная, 58–60, ауд. 152).
С тех пор как Вергилий (по причинам, которые никому еще не удалось прояснить) избрал местом действия своих «Буколик» Аркадию, эта труднопроходимая область Греции дала имя целой литературной традиции, состоящей из идиллий и пасторалей, чарующих пейзажей и умилительных любовных сцен. Хотя эта традиция породила множество шедевров в поэзии и живописи, по сути она превратилась в синоним приторной условности.
Моника Феррандо — художник, философ, руководитель журнала De Pictura.
Исследование решительно порывает с этой традицией: распознавая в вергилиевской Аркадии политическое содержание, столь чужеродное и его эпохе, и нашей современности, западная культура вынуждена возложить на него своего рода могильную плиту. При помощи исследования исторических и литературных источников Моника Феррандо попыталась реконструировать неожиданные политические и религиозные смыслы, носительницей которых была Аркадия с ее жителями в античности, которые были столь значимы, что именно уроженке Аркадии, Диотиме, Платон в «Пире» поручает изложение своей философии любви.
Почему именно женщине? Из молниеносной встречи kairòs'a и памяти, где момент настоящего оказывается вплетен в полотно незапамятного прошлого, мы узнаем, что политика была также эротикой. Но это понимание должно было быть вновь вплетено в слово. Лишь тот, кто владеет ключом к архаическому — то есть женщина — мог это сделать. В данном исследовании проливается свет на некоторые основополагающие понятия нашей политической традиции: прежде всего такие, как nomos, закон, которому в опровержение шмиттианской интерпретации возвращено его изначально музыкальное значение.
Основываясь на результатах недавнего исследования, Джорджо Агамбен рассмотрит вопрос о примате понятия действия в западной политике и этике. От Аристотеля до Ханны Арендт первостепенность понятия «праксиса» (которое латиняне переводили как actio) никогда не подвергалась серьезному пересмотру.
Джорджо Агамбен — итальянский философ, автор многочисленных трудов по эстетике, теории литературы, философии права; осуществил наиболее полное издание работ Вальтера Беньямина; преподавал эстетику и теорию философии в университетах Мачераты, Вероны, Парижа, Фрибурга, Венеции и других. Начиная с 1990-х годов, он разрабатывает оригинальную теорию отношений между правом и жизнью, проводя последовательную критику понятия суверенитета.
Исследование, проведенное Джорджо Агамбеном, показало, что это понятие имеет юридический и теологический исток. Оно предполагает конструкцию субъекта, который действует свободно и должен отвечать за действия, которые могут быть вменены ему в вину.
Во второй части доклада автор изложит результаты текущего исследования, ставящего своей задачей определение понятия жеста, которое могло бы составить парадигму, альтернативную парадигме действия, что даст возможность помыслить традицию политической философии в новой перспективе.