Два пути освоения мира: как они формируются и для чего существуют
В рамках Петербургского семинара по когнитивным исследованиям выступление Ольги Сизовой «Два пути освоения мира: как они формируются и для чего существуют» (ул. Галерная, 58–60, ауд. 152).
Представления о функционировании «чисто человеческих» эволюционных приобретений — языка и познания — являются дискуссионным полем междисциплинарных исследований. В докладе будут представлены результаты исследования путей формирования этих систем в онтогенезе на материале наблюдений и многократного тестирования. Наблюдения за становлением языка и когнитивных процессов в детстве позволяют обнаружить два пути, выводящие организм на «человеческий» уровень функционирования.
В ходе выступления будет предложена модель формирования этих процессов «снизу вверх»; описаны механизмы взаимосвязи между особенностями базовых моторных функций и когнитивных процессов. Такой подход позволяет обнаружить единые основания для описания указанных процессов у детей с нормальным и отклоняющимся речевым развитием, обосновать отличающийся от традиционного подход к квалификации нормы и отклонений в формировании языковой системы, верифицировать предположение о наличии / отсутствии взаимосвязи между гностико-праксическим уровнем и уровнем языка и познания, а также между механизмами функционирования языковой и когнитивной систем.