Экономика vs искусство
Ежегодная международная конференция по экономической культуре «Экономика vs искусство» (ул. Галерная, 58–60).
Современность во многом задается отказом от классических бинарных оппозиций центра и периферии, глубины и поверхности, высокого и низкого. Скольжение по поверхности производств, идей, ценностей, самого человеческого означает, что больше не существует отдельно взятых феноменов экономики и искусства. Так, эстетический жест разворачивается в пространстве экономического, политического, этического, а экономический обретает измерение и задает стандарт прекрасного. Матрица современности, предложенная Фуко (биология, лингвистика, экономика), может быть переписана и прочитана через линию напряжения «экономика vs искусство».
Наука и искусство представляют собой разные способы познания и описания мира. С известными оговорками можно сказать, что если наука стремится к максимально объективному, беспристрастному, точному и верифицируемому отражению реальности, то отражение мира в искусстве субъективно, эмоционально, нацелено не на точное воспроизведение, но на творческое преломление. Однако и наука, и искусство неоднородны и многообразны, они могут частично пересекаться и взаимодействовать как применительно к конкретному объекту познания, так и применительно к способам познания и отображения мира. Экономика как общественно-гуманитарная дисциплина во многих своих аспектах оказывается ближе к искусству, чем к (точным) наукам. Определить существующие и перспективные направления взаимодействия экономики и искусства предстоит в ходе конференции.
Искусство как сфера, максимально открытая для всех им интересующихся и в то же время наделенная невероятным потенциалом трансформации культуры и повседневности в их, в том числе экономической составляющей, в крайних своих проявлениях способно постулировать и радикальный отказ от капиталистических отношений, и абсолютное слияние с системой экономического обмена. Среди художников двух последних столетий были и те, кто последовательно стремился к нестяжательству, и те, кто считал искусство идеальной сферой предпринимательства. При этом последующая капитализация искусства нестяжателей зачастую бьет рекорды, установленные теми, кто всеми возможными средствами добивался финансового успеха при жизни. Искусство обозначает собственные границы в диалоге с экономикой и тем самым открывает символическую природу экономики. Невероятные цены на произведения, редуцирующие художественный опыт до минимума, — интереснейший феномен, который делает привлекательным арт для крупного предпринимательства. Этот круг проблем также было бы полезно обсудить в рамках конференции.
Данная тема предполагает целый ряд эмпирических вопросов, связанных с различными аспектами взаимоотношений экономики и искусства как двух специфических сфер деятельности.
- Какие экономические проблемы возникают в связи с искусством и как они решаются (ценообразование на рынках искусства, финансирование художественных проектов и художественного образования)?
- Каким образом и по какими принципам предметы искусства становятся предметом капитализации и инвестиций?
- Какое влияние оказывает художественная сфера (практики искусства, художественное мышление и восприятие, образ жизни художника) на экономическую деятельность (ее цели, мотивацию, привлекательность)?
- В какой мере допустимо применение художественных (эстетических) критериев для оценки состоятельности экономической деятельности — и наоборот, в каких границах оправдано применение экономических критериев при оценке художественных проектов, практик, произведений?
- К каким радикальным изменениям смысла экономики и искусства в их традиционном понимании приводят в итоге взаимоотношения этих двух сфер, которые характерны именно для сегодняшнего дня?
- Подтвердился ли уже упомянутый диагноз Бодрийяра о нашей эпохе как «эстетической стадии политической экономии», и если да, то в какой мере?
Тематические Направления
- Экономика: наука или искусство
- Этика экономики: а почему не эстетика?
- Эстетизация экономики: «за» и «против»
- Можно ли говорить о стилях экономики (классика, барокко, романтизм, модерн и т. п.)?
- Экономика с точки зрения эстетики безобразного
- Экономика как техника и экономика как искусство
- Необходимо ли эстетическое воспитание экономического человека?
- Искусство сопротивления экономическому насилию
- Экономическая утопия как художественный жанр
- Аффективное и рациональное в экономике и искусстве
- Изобилие и дефицит в экономике и искусстве
- Экономика и искусство как область видимости (призраки, симулякры, фетиши, «эффекты», образы в экономике и искусстве)
- Художник как предприниматель — предприниматель как художник
- Аукционные дома и формирование цен на предметы искусства
- Галереи и современные художники
- Символические измерения искусства и экономики
- Нестяжательство в искусстве и экономике
- Куратор как посредник между искусством и деловым миром
- Коллекционирование произведений искусства и капитализация
- Рынки искусства (театр, музыка, кино)
- Цифровизация в искусстве и ее экономические аспекты
- Опера в сфере экономического
- Прекрасное и возвышенное в экономике. Неконвертируемый образ
- Перевод: экономика, искусство