Эпистемология протеста: политическая метафизика vs активистский позитивизм
В рамках семинара «Политика и культура» выступление Олега Журавлёва (Тюменский государственный университет) «Эпистемология протеста: политическая метафизика vs активистский позитивизм» (ул. Галерная, 58–60, ауд. 152).
Рассматривая протесты в СССР, постсоветской России и в современном мире, докладчик отвечает на вопрос, как привычные способы восприятия социальной ситуации в терминах правды и лжи, достоверности и недостоверности, очевидности и сомнительности влияют на готовность к политическому действию. В качестве ответа предлагается простая и провокативная гипотеза, основанная на анализе самых разных форм протестной активности, демонстрирующем, что советские 1950-е — 1960-е от наших 2000-х — 2010-х отличает определенная культура или, вернее, эпистемология политического поступка.
Советские нонконформисты и протестующие 1950-х — 1960-х, будь то молодые рабочие провинциального завода или студенты элитного МГУ, вовлекались в коллективное действие, потому что окружающая реальность виделась им несоответствующей доктринальным представлениям о том, какой должна быть жизнь при коммунизме. В свою очередь, постсоветские протестующие объясняют политическую вовлеченность, указывая на самоочевидную, «говорящую за себя» ложь, нечестность, несправедливость и т. д. Объясняя смысл и причины этого различия между политической «метафизикой» и политическим «позитивизмом», докладчик обращается к различным социальным теориям, таким как марксистские теории идеологии, теории субъективации, прагматическая социология.